Puteshestvie.net » Достопримечательности » Киево-Печерская лавра Украины
Киево-Печерская лавра Украины
Киево-Печерская лавра Украины — одна из самых почитаемых древних православных святынь, являющаяся уникальным монастырским комплексом. Лавра стала первым монастырем, созданным на территории Киевской Руси в середине одиннадцатого века, а именно в 1051 году. С тех давних пор, на территории обители до сих пор стоят старинные храмы, сохранившиеся и сегодня в своем первозданном виде. С момента своего создания и по сей день, Киево-Печерская лавра была и есть самым значительным православным монастырем для любого славянина.
Киево-Печерская лавра — настоящий «город в городе», расположенный в центре столицы Украины – Киева. Это место имеет интересную историю. С момента основания лавры, ее основной достопримечательностью были знаменитые пещеры, в недрах которых подвизались многие святые подвижники русского православного монашества. Самое первое упоминание о пещерах Киево-Печерской лавры встречается в бессмертном произведении Нестора Летописца - «Повести временных лет». Основателем пещерного затворничества Киевской Руси был назван священник Илларион, который являлся выдающимся богословом и служил при Храме «Двенадцати апостолов», что находился неподалеку от Киева, в поселении Берестово. Отец Илларион облюбовал для своего молитвенного уединения красивый холм, выкопал там небольшую пещеру, как истинный христианский подвижник, дабы затворяться там в молитве. Но, в 1051 году Илларион был избран, по приказу князя Ярослава Мудрого, митрополитом на Киевскую кафедру, а его пещере поселился Преподобный Антоний Печерский, который приехал со Святого Афона. Он-то и является человеком, положившим начало монашеству, а 1051 год, стал официальным годом основания этой пещерной обители Киева.
Пример Антония привлек сюда его последователей, в их числе был Преподобный Феодосий, который позднее был назначен настоятелем монастыря. Все ученики расселялись неподалеку от пещеры Переподобного Антония, выкапывая для себя кельи и соединяя их посредством коридоров. При пещерах были устроены самые первые храмы. Но прошло десять лет и число монашеской братии разрослось до двенадцати человек, тогда Преподобный Антоний, жаждущий уединения, был вынужден удалиться на дальний холм и выкопал там новую пещеру. Таким образом возник целый комплекс пещер Киево-Печерской Лавры: «Ближние пещеры» или «Антониевы» и «Дальние пещеры» или «Феодосиевы». Количество иноков продолжало увеличиваться, а пещеры становились для них слишком тесными, тогда они возвели первую наземную Церковь Успения Пресвятой Богородицы и монашеские кельи. Вскоре, Антоний получил у великого князя Изяслава Ярославича разрешение на владение всем холмом над пещерами, и тут образовался Печерский монастырь.
После смерти Антония в 1073 году, он был погребен в пещерах. С тех пор тут стали хоронить и другую братию. Для погребения, в стене пещеры вырубали нишу, клали усопшего на доску и задвигали ее в нишу, а затем покрывали погребение деревянным щитом и замуровывали. По прошествии двух-трех лет погребение открывалось снова, чтобы собрать кости и перенести их в костницу. Но бывали и такие случаи, что останки так и оставались нетленными, тогда их оставляли в нишах, а историю жизни этого монаха кратко записывали на доске, закрывающей погребение. Именно информация, взятая с таких досок, впоследствии была переписана в «Печерский Патерик». На досках с информацией было принято писать лики новых угодников Божьих - местночтимых святых. К примеру, в 1108 году произошла канонизация Преподобного Феодосия Печерского, в 1133 году ― преподобного Антония, а в 1643 году, святителем Петром – митрополитом Киевским, было канонизировано шестьдесят девять подвижников Печерского монастыря Киева. С тех самых пор, Киево-Печерская лавра стала главной и важнейшей святыней ― настоящим «русским Иерусалимом» и основным центром паломничества верующих Руси. Веками, киевские пещеры были не только местом молитв и подвигов аскетизма, но и надежным хранилищем святынь, а также убежищем киевлян во времена иноземных нашествий.
С приходом к власти большевиков, ситуация изменилась, в 1930 году Киево-Печерская лавра закрылась, а возобновление ее деятельности произошло только в 1941 году, когда Киев был оккупирован фашистами. На территории Лавры открылся «Всеукраинский музейный городок», с «Государственной исторической библиотекой Украины», «Музеем книги», «Музеем исторических драгоценностей». В Великую Отечественную войну был взорван Успенский собор обители, разграблены ее сокровищницы. Еще раз Киевскую лавру закрыли в 1961 году, но к празднованию «Тысячелетия крещения Руси» обитель была отреставрирована и восстановлена, в 1988 году, она открылась как действующий монастырь и прибежище верующих, а в ее древних пещерах снова начались богослужения.
Как уже было отмечено выше, Киево-Печерская лавра – это целый монастырский комплекс с десятками храмов и хозяйственных построек. Обитель стоит холмистом участке местности, ее разделяет глубокий овраг на «Верхнюю лавру» и «Нижнюю лавру» с «Ближними и Дальними пещерами», странноприимным двором. В «Верхней лавре» находится ее главный храм – «Успенский собор», кельи братии, типография, больничный монастырь, мастерские, «Великая колокольня», трапезная братии с церковью. Все части комплекса Лавры разделяют каменные стены, сообщающиеся посредством ворот и галерей, вместе составляя восхитительный архитектурный ансамбль.
Главным входом в Киево-Печерскую лавру являются «Святые врата», над которыми высится «Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы» - самая древняя во всем комплексе, она была возведена в двенадцатом веке Преподобным Николой-Святошей, который был правнуком князя Ярослава Мудрого.
«Успенский собор» - основной храм Киево-Печерской лавры, расположенный напротив «Святых врат» на центральной площади в «Верхней лавре». Первое каменное здание церкви было заложено в 1072 году по благословению Преподобного Антония. Строительством руководили Святой игумен Феодосий и епископ Михаил. Со времен создания Успенской церкви была открыта новая страница в истории развития русского зодчества и иконописи. Несмотря на то, что храм не раз был разрушен и восстановлен снова, все основные святыни обители хранились именно здесь в «Великой Церкви» - незыблемой святыне русского православия.
Неподалеку от здания Успенского собора и около Троицкого храма стоит бывший «Никольский больничный монастырь» и «Церковь во имя Святителя Николая», их основал Преподобный Николой-Святоша в двенадцатом веке. В больнице он провел свои последние дни, где ухаживал за престарелыми и больными братьями-монахами.
Восточнее Успенской церкви расположена типография Киево-Печерской лавры, которую создал архимандрит Елисей. Неподалеку стоит иконописная школа, а, чтобы пройти к пещерам Лавры, нужно пройти по тропе между типографий и этой школой, спустившись к «Пещерным воротам». Кстати, напротив «Пещерных врат» стоит здание, где находится «Паломнический отдел лавры».
Если вы будете двигаться по гранитной дорожке от входа в Лавру – «Святых врат» к Успенскому собору, то обратите внимание на одноэтажные сооружения, расположенные по обеим сторонам от нее, это помещения бывших братских келий, которые были построены в восемнадцатом веке, вместо выгоревших деревянных. Сегодня при этих кельях находятся магазинчики и выставочные залы.
Одни из ворот Киево-Печерской лавры – «Северные» или «Экономические», увенчаны надвратной «Церковью Всех Святых», которая была возведена 1698 году под покровительством Ивана Мазепы. Неподалеку находится «Церковь Преображения Господня» или «Церковь Спаса-на-Берестове» ― это важный архитектурный и исторический памятник.
Около Успенского собора находится «Храм в честь Преподобных Антония и Феодосия Печерских», в прекрасном нео-византийском стиле, соединенный с двухэтажной «Трапезной церковью». Это сооружение было построено 1895 году. С восточной стороны к «Трапезной палате» примыкает «Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы», а с запада, она соседствует с «Домом Киевских митрополитов» - настоятелей Киево-Печерской лавры. Сегодня там «Музей украинского декоративного искусства». Рядом с покоями митрополитов стоит «Дом наместника лавры» и «Великая лаврская колокольня», возведенная в 1745 году.
Двадцати семиметровая «Колокольня на Ближних пещерах» была возведена в 1763 году мастером Степаном Ковниром. Она имеет два яруса: через первый проходит крытая галерея, которая соединяет «Верхнюю лавру» и «Ближние пещеры». Эта галерея пересекает притвор «Церкви во имя Всех преподобных Печерских». У подножия холма горы находится вход в «Ближние пещеры», тут находятся «Крестовоздвиженская церковь» и «Церковь Всех преподобных Печерских», чаще называемая «Теплым храмом», они стоят, тесно прижавшись друг к другу.
Крестовоздвиженская церковь сохранилась в своем первоначальном виде, она прилегает одной стороной к холму с пещерами. Из храма ведут три входа на территорию «Ближних пещер», а именно: из притвора, трапезной, ризницы. Есть и четвертый вход, созданный чуть позднее, в 1749 году, когда рядом с алтарной аспидой появилась дополнительная галерея, ведущая внутрь пещер. Крестовоздвиженская церковь всегда являлась местом, где хоронили духовных лиц.
«Церковь во имя Всех Преподобных Печерских» ― наземный храм, расположенный на территории «Ближних пещер», был построен в 1839 году, как место, где размещались кельи монашеской братии. Лишь позже, в 1872 году на втором этаже разместилась «Церковь в честь Всех Преподобных Печерских». Двор «Ближних пещер» оформлен стеной, от нее вниз идет лестница, переходящая в мощеную дорожку, по ней можно попасть к «Колодцам Преподобных Антония и Феодосия», над которыми в 2002 году построили небольшие часовни.
Туристы и паломники всегда с удовольствием приходят к «Храму во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», который окружает крепостная стена, чтобы набрать тут целительной воды. В 1915 году, часовню возвели над артезианским колодцем, который был необходим, чтобы улучшить дренаж пещерных холмов, но потом выяснилось, что вода обладает чудесными целительными свойствами.
«Церковь Рождества Пресвятой Богородицы». Стоя, на площади около «Дальних пещер», видна венчающая холм прекрасная барочная «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы». Она стоит на месте другой более ранней храмовой постройки. В 1062 году тут построили первый наземный «Храм Успения Божией Матери», но, когда прошло освящение «Успенской Церкви», этот храм, высящийся над «Дальними пещерами», стали использовать как «кладбищенский». Со временем, его окружил монастырский некрополь. К первой половине семнадцатого века он был переименован в «Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы». Каменное здание этой церкви было выстроено в 1696 году благодаря финансовой помощи родственника знаменитого украинского гетмана Мазепы - Константина Мокиевского. Эта церковь стала выдающимся образчиком украинской архитектуры семнадцатого века. Когда обитель была снова возвращена церкви, «Храм Рождества Богородицы», отреставрировали и заново расписали, теперь это академический храм, в нем набираются опыта проведения богослужений учащиеся духовных академии и семинарии Киева.
На «Рождественском кладбище» Киево-Печерской лавры похоронены многие известные духовные и светские лица, при жизни имевшие выдающиеся заслуги перед Церковью или государством. Недалеко от церкви стоит сорокаметровая «Колокольня «Дальних пещер», возведенная в 1761 году, уже упомянутым выше мастером Степаном Ковниром.
«Церковь во имя Зачатия праведной Анны» или «Аннозачатьевская церковь» находится недалеко от «Рождества-Богородичного храма». Это каменное здание было возведено в 1679 году, на деньги местного жителя Александра Новицкого. Свой современный вид храм получил при реконструкции, проведенной в 1809 году, военным инженером-архитектором Александром Якушкиным, который также создал деревянную галерею и каменную башню у входа в пещеры. А через два года, в 1811 году, архитектор принял монашеский постриг и имя Арсений, став соборным старцем и блюстителем при «Дальних пещерах». После смерти его похоронили в склепе «Аннозачатьевской церкви», который и был возведен им же.
С семнадцатого века на месте богадельного дома, построенного в 1056 году Преподобным Феодосием, начали возводить большой странноприимный двор ― комплекс гостиниц для многочисленных паломников. Странноприимный дом занял холме над «Ближними» и «Дальними» пещерами, а это четверть всей территории киевского монастыря.
Пещеры Киево-Печерской лавры – это основная достопримечательность украинской обители. В пещерах находятся мощи преподобных отцов церкви, избранных мирян. В том числе, огромный интерес у посетителей вызывают родовые усыпальницы княжеских и прочих знатных родов. В подземных пещерах находятся монашеские кельи, где братия проводили жизнь в постоянных молитвах за всех православных людей и отечество, тут же находятся и мощи святых. В пещерах есть три мироточивые главы, взятый от них елей, обладает удивительными исцеляющими свойствами, помогая любому верующему, приходящему за здравием в лавру, с верой и открытой душой. Интересен тот факт, что в период нахождения на территории Киево-Печерской лавры музея, с 1917 по 1988 годы, главы мироточить перестали, и это чудесное явление возобновилось только когда монастырь опять стал действующим. Конечно, вокруг нас множество скептиков, но ученые-химики сделали анализ благоуханной кристально-прозрачной жидкости – «миро» или «елея», и выяснили, что это высокоочищенное масло неизвестного происхождения, в котором содержится белок со сложной структурой, который невозможно синтезировать искусственным путем! В лавре похоронены совершенно легендарные исторические личности: Илья Муромец, Нестор Летописец, врач-монах Агапит, тут же находится и могила российского реформатора Петра Аркадьевича Столыпина.
В древнейшем православном монастыре Киевской Руси – Киево-Печерской лавре, многие князья стриглись в монахи, например, князь Черниговский - Святослав Давыдович, в постриге ставший монахом Николаем-Святошей. Чтобы получить благословение, в обитель Киева приезжали российские императоры: Петр Первый, Екатерина Вторая, Николай Второй и так далее. И, наконец, тут родилась величайшая летопись Киевской Руси — «Повесть временных лет».
Каждый из храмов старинной Киево-Печерской лавры имеет неповторимый образ и интересную историю создания, а также построен в разных архитектурных стилях, но любой из них пропитан молитвенным духом Лавры. Сюда стремятся обычные грешные люди за утешением, исцелением души и тела, в поисках истины и смысла бренной жизни.
Киево-Печерская лавра Украины находится в Списке Всемирного культурно-исторического наследия ЮНЕСКО. Посетить это святое место Киева можно каждый день, с половины десятого до шести часов вечера.
Похожие статьи:
Комментарии