Puteshestvie.net » Достопримечательности » Монастыри Крыма
Монастыри Крыма
Крым – один из красивейших уголков мира, с уникальной и совершенно удивительной природой. Еще более он притягивает туристов своими великолепными курортами и пляжами, исторически значимыми местами, связанными с важными событиями и людьми. А еще, Крым славится многочисленными святыми местами, великими христианскими святынями и монастырями, привлекающими сюда паломников со всего мира. Сегодня мы расскажем о самых знаменитых монастырях Крыма.
Свято-Троицкий женский монастырь Симферополя. Современный Свято-Троицкий собор был возведен на месте деревянной греческой церкви, постройки 1796 года. В 1868 году ее разобрали и возвели новое каменное здание с классическими архитектурными формами и восьмигранным световым барабаном посередине. А над левым приделом построили небольшую колокольню. Лишь по завершению Великой Отечественной войны храм провозгласили «кафедральным собором», а в 2003 году тут был организован Свято-Троицкий женский монастырь. Это святое место Крыма примечательно тем, что в монастыре упокоены мощи Святителя Луки, который в миру был выпускником медицинского факультета Киевского университета, а затем став врачом, стал основоположником новых медицинских направлений, к двадцатому году прошлого века он уже был профессором Ташкентского университета, но решил принять церковный сан диакона, а к 1923 году принял монашеский постриг. Тем не менее, по благословению патриарха Тихона, он не бросил медицину. Несмотря на жизненные трудности: его трижды арестовывали, одиннадцать лет он отсидел по тюрьмам и провел в ссылках, но все же смог получить «Сталинскую премию I степени» за «Очерки гнойной хирургии», что было в 1943 году, затем успешно сочетал утомительную работу хирурга госпиталя со служением при храме. В ноябре 1995 года, Священным Синодом Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику святых. Двадцатого марта 1996 года, мощи Святителя Луки крестным ходом перенесли в Свято-Троицкий собор, а к 2001 году для его мощей из Греции была доставлена серебряная рака. На территории монастыря имеется музей Святителя Луки, где вам, с удовольствием поведают о чудесах исцеления, полученных после молитв у мощей этого святителя. Еще одной особо почитаемой святыней монастыря является - Икона Божией Матери «Скорбящая», которая совершенно чудесным образом обновилась в 1998 году. А дело было так: одна из местных прихожанок Иоанно-Предтеченской церкви в селе Первомайском Кировского района Феодосии, пожертвовала для храма икону Божией Матери, которая была написана на небольшой деревянной доске, и имела довольно тусклое и едва различимое изображение. Настоятель принял дар и установил эту икону в церковный алтарь, а когда через пару недель на праздник Успения Богородицы велась Божественная Литургия, сквозь распахнутые Царские Врата, бывшая владелица иконы увидела, что изображение было очень четким и ярким. Она подошла по окончанию службы к батюшке, и сообщила, что не ожидала, что служителям церкви удастся так быстро и качественно отреставрировать ее икону. Но удивился и сам батюшка, потому что ничего подобного с иконой не производилось. Была создана специальная комиссия, в число которой включили художников, ученых, краеведов, - они сделали однозначный вывод, реставрации не проводилось, а икона – самообновилась. Аналогов подобной иконы не существует, зато после обновления на ней проявилась очень четкая надпись: «Образ Пресвятой Богородицы Скорбящая». После этого, в Свято-Троицком кафедральном соборе или, как теперь он называется - Свято-Троицком женском монастыре, отслужили благодарственный молебен с акафистом, и благословили прихожан на церковное почитание данной иконы, установив ее празднование на шестое ноября - день почитания иконы «Всех скорбящих Радость». В 1999 году, икону с крестным ходом провезли по всему Крымскому полуострову, и были такие случаи, что в течении пути эта икона не раз мироточила и источала чудесное благоухание.
Топловский Свято-Параскевиевский женский монастырь - стоит в живописной лесистой горной местности, в сорока пяти километрах от Феодосии, неподалеку села Тополевка и красивейшей речной долины Мокрый Индол. Монастырь появился тут двадцать пятого сентября 1864 года, неподалеку от источника Святой Праскевы, который одинаково почитаем как православными христианами, так и мусульманами, но они называют его «Чокрак-Саглык-су» - «Источник живой, здоровой воды». Это место для основания Топловского монастыря было избрано архиепископом Иннокентием во время его крымского путешествия. Его впечатлило старинное местное предание, передаваемое из уст в уста местным населением, что именно тут пережила последние мучения Святая Преподобномученица Параскева, тут была найдена икона с ее изображением, правда, икону в 1778 году греческие переселенцы перевезли в город Мариуполь в Церковь Рождества Богородицы, и, как говорят, именно благодаря ей город был спасен от холеры.
Рассказывают, на месте где великомученице Параскеве отсекли голову забил чудотворный источник. Сегодня, на территории монастыря, паломники имеют возможность окунуться в несколько чудодейственных источников: «Параскевы-Пятницы», «Трех Святителей», «Георгия Победоносца», посетить богослужения, поклониться монастырским святыням, хранящимся в храмах обители. А они тут имеются: в 1994 году в обитель был передан ковчег-крест с мощами Киево-Печерских святых, сейчас он находится в Церкви Святой Параскевы; есть тут ковчег-ларец со святыми мощами - частицей Честнаго и Животворящего Креста Господня, частицами мощей Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона и Святой Преподобномученицы Параскевы, находящийся в алтаре Церкви Святой Параскевы и выносящийся на поклонение верующим в период проведения Литургии. В храме имеется список с Иконы Богородицы «Казанская», являющийся чудотворной иконой, особо почитаемой верующими. Кроме того, из Свято-Михайловского монастыря города Одессы в дар обители прислали несколько икон: «Спасителя», «Богородицы», «Николая Чудотворца», «Божией Матери Касперовской», «Целителя Пантелеймона».
Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь. Он располагается в ущелье Майрам-Дере, неподалеку от Бахчисарая и был основан в пятнадцатом столетие в честь чудесного явления на том месте иконы Божией Матери. Это была крупная обитель, которую звали «Лавра». Монастырские постройки были расположены на манер построек на Святой горе Афон в Греции, тоже в три яруса. Благодатная сила иконы Богоматери была так велика, что даже мусульмане приходили к ней на поклонение. Успенский Бахчисарайский монастырь к началу двадцатого века вырос в огромный комплекс, включающий пять церквей, часовен, прочие монастырские здания, но в 1921 году, он был закрыт пришедшими к власти большевиками, и придя в запустение, начал разрушаться. Территория была выделена под колонию инвалидов, а еще позже монастырские помещения начали разбирать на стройматериалы. В период Великой Отечественной войны тут находился госпиталь. А сто семьдесят погибших героев при освобождении Крыма были похоронены на кладбище в Монастырской балке. Монастырь начал свое возрождение в 1992 году, после службы, проведенной в пещерном храме архиепископом Симферопольским и Крымским Лазарем Божественной Литургии, закончившейся освящением источника. Были вновь отстроены пещерная Свято-Успенская церковь, звонница, кельи, хозяйственные помещения, пещерный храм Святого апостола и евангелиста Марка, Храм Равноапостольных царей Константина и Елены. В 1993 году тут открылся мужской монастырь. Из местных святынь монастыря можно отметить - чудодейственную икону Успения Богоматери, творящую исцеления от душевных и телесных болезней. Паломники могут увидеть снизу иконы множество золотых и серебряных подвесок, являющихся благодарностью за исцеление от разных недугов. Кроме того, тут особо почитаются иконы: список с чудотворной иконы Божией Матери «Панагии», явленной здесь на скале; список с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, перед которой в храмовый праздник - пятнадцатого августа, служат всенощное бдение; икона «Спасителя», содержащая восемьдесят четыре частицы святых мощей угодников Божиих; список с утраченной иконы «Бахчисарайской», перенявший благодатную силу от первообраза; список с чудотворной Божией Матери «Пантанесса» из Афона. Неподалеку от входа в монастырь, вы сможете набрать воды и умыться из чудодейственного святого источника.
Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь в городе Севастополь. Он стоит в красивейшем месте Крыма на окраине города Севастополя, на краю обрыва, рядом с верхней террасой Черного моря, и соседствует с мысом Фиолент и Мраморной балкой. Несмотря на то, что официальная дата возведения обители – 1578 год, согласно легенде, обитель появилась тут намного раньше, в 891 году, когда корабль, плывший из Греции, потерпел крушение у местных берегов, а его моряки взмолились к небесному покровителю моряков – Святому великомученику Георгию Победоносцу. Он услышал их просьбы и усмирив бурю, указал чудесным огнем направление к берегу. Когда люди выплыли и вышли к валуну, на котором видели свечение, они были потрясены тем, что этот сияние исходило от лежавшей на нем иконы Святого великомученика Георгия. В благодарность за спасение, они приняли решение посвятить свою дальнейшую жизнь служению богу и в скальном обрыве построили пещерную церковь. Но об этом факте стало известно лишь после изысканий археологов, обнаруживших старинные маленькие кельи и древний храм в пещере. Чуть позднее, рядом с пещерным храмом построили Церковь Рождества Христова, а сам алтарь так и остался в пещере.
Балаклавский Свято – Георгиевский монастырь очень любят посещать туристы, чтобы полюбоваться его потрясающим архитектурным ансамблем и изумительным природным пейзажам. На Скале Святого Явления, вершина которой ознаменована каменным крестом, находится изображение Георгия Победоносца и памятная гравировка «891 – 1891» с надписью. В особо значимые церковные праздники тут проходит служба, ведь это святое место Крыма очень почитаемо паломниками и прихожанами за его чудодейственную силу. Рядом с монастырем находится часовня, где нашли последний приют многие известные люди Крыма. Рядом с источником Святого Георгия, стоит колодец, увенчанный золотым крестом и колоколом на его крыше. Монастырский комплекс располагается на двухсотметровой высоте и к нему ведет лестница, у которой насчитывается семьсот семьдесят семь ступеней. Утром и вечером окрестности наполняет звук колоколов обители.
Инкерманский Свято–Климентовский мужской монастырь в Севастополе. Инкерман – это пригород Севастополя, где в давние времена среди скал появился пещерный монастырь. Согласно церковному преданию, это событие связано с именем Святого Климента, который был римским епископом в период с девяносто второго по сто первый годы, но был сослан императором Траяном в каменоломни Херсонеса за то, что проповедовал христианство, именно тут, в 101 году он встретил свою мученическую смерть. Мощи Святого Климента, были обретены через год после его кончины, их хранили в Херсонесе вплоть до десятого века в подводном гроте, так как именно там они были обретены, а доступ к мощам открывали один раз в год, в дату смерти праведника, в то время море отступало от берегов. Согласно преданию, на маленьком острове посреди бухты, который теперь называется Казачий, ангелы построили церковь, рядом с которой в восьмом веке появился пещерный монастырь. Пещеры были для первых иноков жильем, подсобными помещениями, местом расположения храмов, алтари которых вырубали из камня, также, как и престол со скамьями. Но здешние места захватили турки, которые, к слову, и дали название обители – «Инкерман», то есть «Пещерная крепость». Все монахи перебрались на мыс Фиолент, основав там Георгиевский монастырь. Возрождение обители началось с присоединением Крыма к России, тогда Инкерманская киновия открылась вновь, это было в 1850 году, но просуществовала она недолго, потому что в 1926 году, ее закрыли по приказу советской власти. Следующий этап возрождения Инкерманского Свято-Климентовского монастыря начался в 1991 году, очень большую роль в этом сыграл архимандрита Августин, который считал смыслом своей жизни - восстановление христианских святынь Крыма. Сегодня тут до сих пор работают археологи и делают удивительные находки. В скалах Инкермана на сегодняшний день уже найдено тридцать средневековых пещерных церквей, десять пастырских комплексов.
Космо-Дамиановский Алуштинский мужской монастырь. Он располагается в совершенно изумительном месте Крыма, в живописном ущелье между Бабуган-Яйлой и Синап-Даг, в двадцати километрах от города Алушты, и стоит на территории Крымского природного заповедника. Именно тут находится знаменитый целебный источник Савлух-Су. Забегая вперед стоит сказать, что раньше около источника находилась церковь, гостиница, каменная часовня, но лишь последняя достояла до наших дней. Это святое место Крыма очень почитаемо не только среди паломников-христиан, но и мусульман. Согласно старинной легенды, в Средневековье тут жили Святые бессребреники братья Косма и Дамиан, они занимались бескорыстным врачеванием людей от различных болезней. Тут они приняли свою трагическую смерть, после которой среди гор забил целебный источник Савлух-Су. В начале девятнадцатого века графиней Софьей Потоцкой были выделены денежные средства на возведение жилища для паломников. Немного позже, благодарный за свое исцеление водой из местного источника купец из Симферополя, поставил тут сруб, где были размещены образа Святых Космы и Дамиана. А в 1895 году, тут учредили мужской монастырь, который пробыл таковым сорок три года, а в 1899 году стал женской обителью. Игуменией назначили благочинную монахиню Варсонофию, и под ее руководством, до того нищая обитель у подножия Чатырдага, совершенно преобразилась: Космодамиановскую церковь и прочие постройки - отремонтировали, возвели каменную подпорную стену, поддерживающую террасу с церковью, построили новые кельи, просфорню, хлебопекарню, мастерскую, прачечную, амбар, сенник, две гостиницы, каждая на двадцать номеров для паломников. В 1913 году, в честь трехсотлетия царствования Дома Романовых отреставрировали часовню над источником. Космодамиановскую обитель всегда очень любили посещать российские императоры, они приезжали сюда, чтобы помолиться и испить воды из источника Святых Космы и Дамиана. Во время Великой Отечественной войны обитель сильно пострадала: ее постройки были разрушены, сохранилась нетронутой лишь часовня над чудесным источником. И лишь в 1992 году Космо-Дамиановский монастырь снова возродился к жизни, его зарегистрировали как мужской. В 1998 году воду из источника Савлух-Су занесли в «Справочник минеральных лечебно-столовых вод Украины», она считается целебной из-за высокого содержания в ней ионов серебра и цинка. Сегодня в обители проживают несколько монахов, но ее посещают многочисленные паломники, слышавшие об удивительных случаях исцеления от воды из святого источника Савлух-Су. А еще в монастыре есть чудодейственная икона Святых Космы и Дамиана, с частицами их мощей и Икона Божией Матери «Иерусалимская», написанная и освященная в греческом Афоне.
Ставропигиальный монастырь мужской монастырь Святого Преподобного Паисия Величковского в селе Морозовка. Этот самый молодой монастырь Крыма, расположенный под Севастополем, он начал свое существование в двухтысячном году. История началась с потрясения: во время проведения праздничного богослужения, в честь Рождества Христова, настоятель Храма Святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе, а заодно, наместник только начавшей возрождаться в этих стенах монашеской обители — иеромонах Паисий, обнаружил, что они были ограблены, из кельи были украдены иконы, серебряные сосуды, книги, кресты, мощи, церковные облачения. Но Божья помощь пришла незамедлительно в лице одной из прихожанок, которая подойдя к батюшке после службы, преподнесла в дар от своей семьи землю, на которой было можно построить монастырь.
На землях Монашеской Балки иноки обнаружили пещеры первых христианских подвижников, руины кладбища старинного женского монастыря, к сожалению, с оскверненными действиями «черных археологов» могилами. Останки неизвестных монахинь были собраны братией и перезахоронены на территории монастыря. Иеромонахом Паисием было взято благословение на основание монашеской обители, а в благословение ему пожаловали Казанскую икону Божьей Матери, этот образ, вы сможете увидеть на иконостасе храма, воздвигнутого во имя Преподобного Паисия Величковского. В 2011 году, Севастопольским городским советом были утверждены границы монашеского скита, а за год до этого, монастырю присвоили статус «Ставропигиальный». Сегодня в обители служат семь братьев, которых возглавляет наместник — архимандрит Гавриил, кроме того, у данного монастыря есть подворье Вознесения Господня, расположенное в селе Гончарное, Балаклавского района, там служат еще три брата-монаха. Монастырь в Морозовке - святое место Крыма, которое очень почитается прихожанами и паломниками, ведь там хранится частица мощей старца Паисия Величковского. А еще, сюда приезжают многие страждущие, чтобы попасть в Часовню Святителя Нектария -митрополита Пентапольского и Эгинского чудотворца, молитвы к которому исцеляют раковых больных. При местном монастырском храме имеются великие христианские святыни, представляющие из себя более чем семьсот фрагментов мощей Божьих угодников.
Свято-Стефано-Сурожский Кизилташский мужской монастырь в городе Судак. Монастырь стоит в живописном месте, в пятнадцати километрах от крымского города-курорта Судак, которое местные жители зовут «Крымской Швейцарией», а именно в урочище Кизилташ, окруженном высокими красными скалами. Согласно старинной легенды, в восьмом веке тут располагалась летняя резиденция Сурожского архиепископа. В честь памяти Святого Стефана тут, в 1858 году был построен Кизилташский мужской монастырь. Но он вырос не на пустом месте, а рядом со Священной скалой, в одной из пещер которой есть целебный источник. На эту пещеру, в двадцатых годах девятнадцатого века, нечаянно набрел татарский пастух, искавший место, чтобы укрыться от дождя. Здесь он увидел плавающую в воде источника икону Божией Матери, он взял ее с собой и по пути передал греческому купцу, проживавшему в Феодосии, а тот, в свою очередь отдал икону батюшке в церковь. Некоторое время икона находилась при монастыре, но где она сегодня - неизвестно. Затем, сюда в 1858 году, прибыл на церковную службу игумен Парфений. К сожалению, он не смог ужиться с местными жителями - татарами, которые вырубали монастырский лес и воровали в обители. Двадцать первого августа 1866 года игумена Парфения, выехавшего в Судак, нашли застреленным на лесной дороге. Причем его тело было сожжено вместе с лошадью в ущелье, но нашелся свидетель и преступление было раскрыто. На месте убийства игумена был воздвигнут памятник, а в 2000 году было решено игумена Парфения, как подвижника и христианского мученика, причислить к лику святых. Кизилташский монастырь - всегда благоустроенный и самостоятельный, в 1920 году был разграблен вооруженными людьми, а с 1923 года его закрыли. В храмах открыли клуб и общежитие, с церквей сняли купола. В послевоенные годы тут хранили ядерные боеприпасы для кораблей и авиации Черноморского флота. Но в 1997 году обитель снова была открыта, а наместником назначен иерей Николай Демьянюк.
Сегодня мы рассказали о самых значимых святых местах Крыма – его христианских монастырях. Сюда ежегодно съезжаются многочисленные паломники, что помолиться чудодейственным иконам, мощам, испить воды из целебных источников и хоть немного приблизиться к Богу.
Похожие статьи:
Комментарии