Puteshestvie.net » Достопримечательности » Музей Кунсткамера в Санкт-Петербурге
Музей Кунсткамера в Санкт-Петербурге
Город Санкт-Петербург славится своими великолепными музеями, чем и привлекает многочисленных туристов из разных уголков мира, но не все знают, что самым первым учреждением подобного типа стала Кунсткамера, образованная в 1734 году российским императором Петром Первым. Это заведение существует и сегодня, его официальное название – «Музей этнографии и антропологии имени Петра Великого». Здесь собраны уникальные коллекции, рассказывающие посетителям об истории, быте и анатомии разных народов, кроме того, представлены и шокирующие экспонаты – заспиртованные существа с аномалиями развития. Из-за подобной коллекции кабинета анатомических редкостей и аномалий, в народе, это заведение Санкт-Петербурга часто называют «Музеем уродов», и тем не менее оно неизменно вызывает живой интерес путешественников.
Возможно, сам факт открытия подобного музея в «Северной» столице России первым, для кого-то из любознательных туристов, интересующихся историей, сможет пролить свет и позволит приблизиться к разгадке противоречивого характера неординарной личности русского императора Петра Великого. Стоит более подробно рассказать об истории появления Кунсткамеры Санкт-Петербурга.
Несмотря на то, что свое детище – город на Неве, царь Петр назвал «Санкт-Петербург» и первая часть названия означает «Святой», он не был набожным человеком и чрезвычайно интересовался любыми науками. Имея живой ум и тягу к знаниям, Петр много путешествовал по европейским странам и старался все понравившиеся ему идеи воплотить в жизнь в России. Во время своих голландских вояжей, он не раз бывал в «кабинетах чудес» - «кушнитах», где видел редкие диковинки, доставляемые местными купцами из далеких стран. Там были представлены уникальные раковины, необычные минералы, языческие маски и божки разных племен Африки, Азии. Но самое неизгладимое впечатление на Петра Первого произвела анатомическая коллекция врача Фредерика Рюйша, содержавшая части человеческих тел и младенцев с природными уродствами.
После этого император решил устроить такой музей и в России, конечно же, в Санкт-Петербурге. Он ежегодно выделял из казны огромные средства на покупку подобных экспонатов, и чуть позже даже издал указ, чтобы все обнаруженные диковинки растительного, животного мира, найденные древние предметы, люди сдавали в эту коллекцию, иначе им грозили огромные штрафы. Число шокирующих находок и редких приобретений быстро росло, на их покупку тратились огромные деньги. Например, покупка впечатлившей царя коллекции Альберта Себа, обошлась казне в стоимость трех военных кораблей, полностью оснащенных современным на те дни вооружением. Изначально коллекция хранилась в Летнем дворце, но она очень быстро разрасталась, поэтому для ее размещения был выделен особняк Кикина, так называемые «Кикины палаты».
Вход в музей был бесплатным, но консервативный русский народ не очень охотно разделял энтузиазм императора по поводу коллекции уродств и, естественно, что в первое время посетителей было мало. Чтобы поддержать интерес к науке и начать просветительскую деятельность в России, царь пошел на хитрость, он приказал смотрителям музея наливать посетителям вина или водки и подавать закуску, а непьющим предлагать кофе. И забегая вперед, стоит сказать, что стратегия бесплатной выпивки и еды сработала.
Однажды, гуляя по берегу Невы, император обратил внимание на уродливую сосну, с аномально вросшей в ствол веткой. Он воспринял это как знак, что на этом месте нужно построить Кунсткамеру - музей для хранения и демонстрации его диковинок. Строительство началось в 1718 году, им занимались выдающиеся зодчие -Маттарнови, Гербель, Земцов, Киаврери. Работы затянулись на шестнадцать лет, к сожалению, император Петр Первый не застал открытие Кунсткамеры, на момент его кончины, здание только обретало стены.
Церемония открытия музея прошла в 1725 году, а первые экспонаты поступили туда годом позже. В смотровых палатах Кунсткамеры выставили препарированные части человеческих тел, ассиметричные головы младенцев в стеклянных емкостях, чучела и части тел представителей животного мира, редкие засушенные растения, насекомых, пресмыкающихся с различными аномальными отклонениями. Здесь же представили коллекцию редких монет, различных ритуальных и бытовых предметов. Были в Кунсткамере и живые экспонаты, первоначально здесь жили карлики, гиганты и прочие люди с уродствами. Вскоре Музей Кунсткамера Петра Первого стал одним из самых экстравагантных мест для развлечений знати Санкт-Петербурга, куда приезжали провести время, пообщаться, посмотреть на занятные диковины.
Так как большая часть конструкций здания музея были деревянные, они не раз страдали от огня. Самый крупный пожар произошел в Кунсткамере в 1747 году, он испепелил множество древних этнографических экспонатов и часть сооружения. Его восстановление поручили архитектору Чевакинскому, который в ходе работ, упростил первичный облик здания, все деревянные элементы заменил на каменные, внес изменения в интерьеры музея и его отделку.
Количество экспонатов Кунсткамеры Петербурга значительно пополнилось в конце восемнадцатого - начале девятнадцатого столетий, что произошло благодаря открытиям путешественников Кука, Крузенштерна, Лиснянского, Беллинсгаузена, Миклухо-Маклая. В основном это были этнографические предметы. В результате на базе Кунсткамеры образовались полноценные музеи: Этнографии, Анатомии, Зоологии, Ботаники, Минералогии, Азиатский, Египетский и Кабинет Петра I. В 1903 году Кунсткамере присвоили название – «Музей антропологии и этнографии имени императора Петра Великого», чтобы увековечить имя ее основателя, внесшего огромный вклад в развитие наук в России.
Туристы знают, что Петербург – город мистики и тайн, и немудрено, что Кунсткамера тоже считается одной из его загадочных достопримечательностей, о ней ходят разные страшные истории и сложены легенды. Экскурсоводы рассказывают о том, что в здании музея ночные охранники часто видят безголовую тень, прогуливающуюся по залам. Говорят, что она принадлежит великану Николя Буржуа, который имел рост в двести двадцать шесть сантиметров. При жизни он прислуживал императору Петру Первому, а после смерти его тело было отправлено в Кунсткамеру. Как же великан потерял голову? При пожаре 1747 года, чтобы спасти экспонаты, служащие выбрасывали их из окон на дорогу, откуда часть из них была разворована горожанами. Одной из таких пропаж стала голова великана, когда коллекция была приведена в порядок ее пришлось заменить другой головой. С тех пор охранники музея стали замечать призрачную тень высокого человека, который ходит по музею, чтобы отыскать свою голову.
Есть и другие таинственные экспонаты Кунсткамеры, например, бронзовая статуя кошки, которая при долгом ее рассмотрении может моргнуть, а человек, увидевший это, может умереть. Есть в музее часы, вырезанные из красного дерева, которые давно сломаны, но порой их стрелки начинают обратное движение и встают на девяти часах сорока пяти минутах, после чего умирает кто-то из музейных сотрудников. Плохой славой пользуются и колумбийские языческие идолы, размещенные во дворе музея, говорят, что нельзя долго смотреть на них, человеку становится плохо физически, а кроме того, нельзя обманывать кого-либо около этих божков, потому что последует немедленное наказание. Из-за жалоб посетителей на дискомфорт около этих экспонатов, сотрудники музея однажды спустили их в подвальное помещение, но буквально в тот же день вся растительность во дворе завяла, и их установили на место. Стоит ли верить в эти мистические истории – личное дело каждого, но налет неизведанного делает Кунсткамеру еще более привлекательной для посещения.
На сегодняшний день в Музее Кунсткамера в Санкт-Петербурге представлено больше миллиона уникальных экспонатов, тут работает анатомический зал, географические отделы, отдел истории русской науки, астрономическая обсерватория и планетарий, музей Ломоносова. Стоит с уверенностью сказать, что первоначальная задумка императора Петра Первого - создание Кунсткамеры для ознакомления людей с наукой в разных ее ипостасях, была достигнута. И пусть не каждый турист решится на посещение выставки уродств и анатомических странностей, тем не менее, именно она привлекает в город множество людей. Музейная программа весьма насыщенная, здесь большое число экспонатов, поэтому рекомендуем знакомиться с ними под руководством экскурсовода, который все грамотно расскажет, покажет, ответит на возникающие вопросы.
Адрес Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук: город Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 3.
Часы работы: с 11:00 до 18:00 (касса открыта до 17.00). Выходные дни: понедельник и последний вторник месяца, когда проводится санитарный день; 1 января, 9 мая, 31 декабря.
Как добраться до Кунсткамеры самостоятельно?
Кунсткамера расположена неподалеку от нескольких станций метро Петербурга.
- До станций «Адмиралтейская», «Невский проспект» и «Гостиный двор» ходят автобусы № 7, 24, 191 и троллейбусы № 1, 7, 10, 11.
- До станции «Василеостровская» идут автобусы № 24, 47.
- До станции «Спортивная» доехать можно на автобусах № 191, 10 или троллейбусе № 1.
Цена билета: взрослый - 300 рублей, для школьников, курсантов, студентов, пенсионеров — 100 рублей.
Похожие статьи:
Комментарии