Puteshestvie.net » Достопримечательности » Петропавловская крепость Санкт-Петербурга
Петропавловская крепость Санкт-Петербурга
Петропавловская крепость - гордость Санкт-Петербурга, стоит посреди Заячьего острова, в устье реки Невы. Ее заложил сам император Петр Великий двадцать седьмого мая 1703 года. И с тех пор, крепость стала центром стремительно развивавшейся столицы Российской империи – города Санкт-Петербурга.
Первые сооружения крепости возводились из земли, дерна, дерева и, хотя, проект создал французский инженер Жозеф Гаспар Ламбер де Герэн, план фортификационных сооружений был предложен самим Петром Алексеевичем. Форма крепости была получена, согласно естественных очертаний Заячьего острова: это неправильный шестиугольник, по краям усиленный грозными башнями-бастионами, их назвали в честь близких сподвижников Петра Перового: Государев, Меншиков, Зотов, Нарышкин, Трубецкой, Головкин, - эти бастионы соединялись куртинами: Петровской, Невской, Екатерининской, Васильевской, Никольской, Кронверкской. Уже за пределами крепостных стен, на восточной оконечности Заячьего острова, построили дополнительное оборонительное сооружение - земляной равелин, а севернее крепости - расположился Кронверк. Строительство земляной крепости закончилось до первого октября 1703 года. Конечно, мало кто задумывался, какой ценой: из-за ужасающих условий труда, рабочие умирали сотнями от голода и холода. Но всего через три года, эту крепость было решено перестроить в каменную, а составление проекта было поручено архитектору Доменико Трезини. И вот, к 1704 году, вместо земляных построек, выросли новые каменные куртины, бастионы, а внутри крепостных стен организовали казармы и склады боеприпасов. В 1708 году началось возведение парадных крепостных ворот в крепости: сначала Петровских ворот, явившихся образчиком петровского барокко. Когда к власти пришла Анна Иоанновна, по ее приказу в западной и восточной частях Заячьего острова построили новые укрепления: Иоанновский и Алексеевский равелины. Между крепостными стенами и этими равелинами выкопали рвы и установили подъемные мосты, нужно оговориться, что до наших дней они не дошли, так как их засыпали в конце девятнадцатого века. Пришедшая к власти императрица Екатерина Вторая продолжила обустраивать Петропавловскую крепость, при ней крепостные стены, обращенные в сторону реки, облицевали гранитом, а также парадно украсили Невские ворота и Комендантскую пристань.
Сегодня, посещение Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге – обязательный пункт экскурсионной программы для любого туриста. А полюбоваться тут есть чем, потому что комплекс Петропавловской крепости просто огромен и включает множество зданий. Но, все же, основные достопримечательности крепости: - Петропавловский собор; - Великокняжеская усыпальница; - Здание гауптвахты; - Ботный дом; - Инженерный дом; - Кавальер Анны Иоанновны; - Комендантская пристань; - Каретник; - Монетный двор; - Казначейство; - Флажная Башня; - Комендантский дом; - Тюрьма Трубецкого бастиона; - Парадные ворота – Иоанновские, Петровские, Невские. Конечно рассказать обо всех этих достопримечательностях в рамках одной статьи – невозможно, но о самых интересных читайте ниже.
Петропавловский собор Санкт-Петербурга – это основная доминанта выдающегося архитектурного ансамбля Петропавловской крепости. Первое его здание было деревянным, его заложили в центре крепости двенадцатого июля 1703 года, это случилось в религиозный праздник - День святых апостолов Петра и Павла, откуда пошло название храма и самой крепости. Затем в период с 1712 по 1733 годы, тут вырос мощный каменный собор, проект которого создал уже выше упоминавшийся архитектор Трезини. А стены старого деревянного храма были аккуратно разобраны и перенесены на Городовой остров, но на каменный фундамент, ту церковь назвали – Храм Апостола Матфея, хотя позже она также была также перестроена, но затем разрушена в годы Великой Отечественной войны.
Возведение каменных стен нового Петропавловского собора началось, по настоянию императора Петра Первого, с колокольни, ставшей столь необходимой смотровой площадкой, чтобы следить оттуда: не приближаются ли шведские войска? Еще один интересный элемент собора – часы-куранты, которые царь Петр видел на многих храмах, путешествуя по Европе. В России, он тоже захотел оформить собор курантами, их доставили в Санкт-Петербург и установили на недостроенную, на тот момент, колокольню.
Знаменитый шпиль Петропавловского собора был поручен голландскому мастеру Герману Ван Болесу. Уже через год, в 1718 году, на готовый двадцатиметровый шпиль было поднято яблоко. Затем приступили к ковке и дальнейшему золочению листов, для оформления шпиля. В 1722 году, архитектор Трезини решил установить на пике колокольни фигурку ангела. Сначала ее создал русский мастер, но его работа была забракована, и «ангел» заказали иностранным мастерам - Штейнбесу и Эберхарду. Фигурку установили к 1724 году. На тот момент полная высота колокольни с ангелом, составила сто шесть метров.
Интерьеры Петропавловского собора не менее великолепны: стены были расписаны русскими художниками Воробьевым и Негрубовым на библейские сюжеты, а также оформлены светскими художественными орнаментами. А плафоны центрального нефа расписал Петр Зыбин.
В 1731 году этот собор обрел статус – «Кафедральный храм». В соборе была размещена усыпальница дома Романовых: еще при жизни Петра Первого в 1715 году тут похоронили жену царевича Алексея - Софью-Шарлотту-Кристину, затем в 1717 году – сестру царя - Марию Алексеевну, в 1718 году, его сына - царевича Алексея. Когда в 1725 году умер и сам царь Петр, его гроб с набальзамированным телом простоял шесть лет посреди стен еще недостроенного собора. Затем рядом с ним встал гроб с набальзамированным телом его супруги – императрицы Екатерины Первой. Лишь в 1731 году их похоронили перед алтарем уже достроенного храма. Сначала места погребений покрывали только мраморные плиты, а надгробий не было: они появились лишь в шестидесятые года восемнадцатого века.
Очень интересен иконостас Петропавловского собора, исполненный в форме триумфальной арки - символа победы России в Северной войне. Иконостас состоит из множества разборных деталей, в Петербург из Москвы его доставили разобранным, а на месте - собрали и покрыли позолотой. Затем, пара лет ушла на создание икон, которые рисовал мастер Андрей Меркульев с учениками.
В правой части центрального прохода Петропавловского собора расположилось царское место из резного дерева, покрытого позолотой и обтянутого бархатом. Центральный неф украсили великолепные хрустальные люстры, работы конца восемнадцатого века. В Петропавловском соборе хранили все захваченные в битвах и войнах трофеи: знамена, ключи от городов и крепостей Швеции и Турции. Так как с наступлением революции 1917 года, Петропавловский собор признали памятником архитектуры, то его убранство сохранилось, но закрыв в 1919 году Петропавловский храм, все ценности из него вывезли, само же здание передали Музею истории Санкт-Петербурга, а военные трофеи - в Эрмитаж и некоторые другие музеи. В тридцатых годах двадцатого века было решено заменить ангела на шпиле колокольни рубиновой звездой, но началась Великая Отечественная война, остановившая данный проект. Когда Ленинград был взят в блокаду, шпиль Петропавловского собора закрасили, а фигурку ангела накрыли мешком. Следующее погребение в Петропавловском соборе случилось уже в 1998 году, когда в Екатерининском пределе упокоились останки убиенного царя-мученика Николая Второго и членов его семьи. А самой последней в соборе похоронили супругу императора Александра Третьего, останки которой перевезли из Дании.
Великокняжеская усыпальница. В Петропавловском соборе похоронены все русские цари: с Петра Первого до Николая Второго. Когда места для захоронений здесь не осталось, к храму, в 1908 году, была пристроена усыпальница, проект которой создавали архитекторы Д. И. Гримм и Л. Н. Бенуа. Между собой два здания связаны коридором. Тут решили хоронить членов императорской семьи, а не коронованных особ. До начала Первой мировой войны сюда перенесли восемь захоронений из основного собора, и похоронили пять великих князей. А всего, в помещении усыпальницы предусмотрено тридцать мест под склепы. После революции 1917 года Великокняжескую усыпальницу разграбили, мраморные надгробья – разбили, разместив там на долгие годы склад. Лишь в 1992 году, в уже отреставрированной и восстановленной усыпальнице снова похоронили члена дома Романовых - Владимира Кирилловича.
Тюрьма Трубецкого бастиона Петропавловской крепости - в царской России она стала местом заключения особо важных государственных преступников. Про нее говорили, что это «Русская Бастилия». Арестанты сидели в сырых тюремных зданиях, расположенных в казематах бастионов и куртин. Посетив постоянно действующую экспозицию, вы сможете узнать подробнее о нелегкой жизни и трудном быте арестантов, о невыносимых условиях в которых тут содержались заключенные и некоторых особенностях режима, в том числе строжайшей системе одиночного заключения. Посетителям покажут восстановленные тюремные камеры, где с использованием макетов показаны некоторые эпизоды тюремной жизни.
Вообще, водить экскурсии по Петропавловской крепости начали в начале двадцатого века, но они были ограничены знакомством с императорским некрополем. В 1924 году, Петропавловский собор с тюрьмой Трубецкого бастиона передали Музею Революции, а в 1954 году архитектурный комплекс Петропавловской крепости был включен в состав Государственного музея истории Ленинграда. И сегодня, Петропавловская крепость, является частью Государственного музея истории Санкт-Петербурга, с находящимися тут фондами музея, с постоянными и временными экспозициями и выставками.
Посетить территорию Заячьего острова можно каждый день с девяти утра до девяти вечера. Музей открыт ежедневно, кроме среды выходного дня. Вход на территорию Петропавловской крепости – бесплатный, но за билет в музей необходимо заплатить: -в Петропавловский собор — триста пятьдесят рублей за взрослого, двести рублей – за ребенка и двести рублей - для пенсионеров; - в Тюрьму Трубецкого бастиона — взрослым – сто пятьдесят рублей, детям, учащимся и пенсионерам – сто рублей; - Колокольня собора — взрослые – сто пятьдесят рублей, детям и пенсионерам – девяносто рублей. Но, чтобы сэкономить, лучше приобрести единый билет, который дает право на посещение и Собора, и Тюрьмы. Купить билет на выставку или экскурсию, проходящие в других зданиях этого музея, можно при входе на экспозицию.
Похожие статьи:
Комментарии