Puteshestvie.net » Достопримечательности » Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Государственный Эрмитаж, который туристы часто называют «Зимним дворцом», – это самый посещаемый и знаменитый музей города Санкт-Петербурга, в трехсот пятидесяти залах которого, хранятся больше трех миллионов величайших произведений искусства, с каменного века по наши дни. Эрмитаж «города на Неве» - лучший музей России и Европы, один из крупнейших в мире.
Эрмитаж – место, непосредственно связанное с историей России. Свою жизнь этот художественный музей начал с 1764 году. Здание построили для хранения огромной частной коллекции мировых произведений искусства, собранных императрицей России Екатериной Великой. В коллекцию правительницы вошли экспонаты, которые собирал еще царь Петр Первый, в том числе «скифское золото», выкупленное для него князем Гагариным. Кроме того, коллекция пополнилась за счет собрания императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Например, бесценная коллекция «золота Великих Моголов», была прислана императрице Анне иранским шахом, который завоевал империю Моголов в Индии. Это собрание представляло из себя множество золотых ювелирных украшений с драгоценными камнями, причем, доставили все это великолепие в Петербург на слонах. Конечно, Екатерина Вторая не могла не продолжить эту прекрасную традицию, так как очень любила искусство и культуру, вот почему она вошла в историю не только как великая правительница России, но и как основательница петербуржского музея Эрмитаж.
Итак, императрица приказала пристроить к уже стоявшему на берегу Невы Зимнему дворцу еще одно здание, которое назвали «Эрмитаж». Сюда приглашали гостей, чтобы обсуждать вопросы политики, искусства, культуры, знакомиться с коллекционными собраниями Екатерины. На тот момент, в Эрмитаже расположилась ее частная коллекция живописи, включавшая великолепные произведения художников Нидерландов, работы великих Тициана, Рубенса, Рафаэля, находилась скульптура Микеланджело. По приказу Екатерины Второй эмиссары ездили по Европе и искали для покупки достойные картины. Со временем, в Эрмитаже разместились коллекции монет, медалей, рисунков, гравюр, образчиков камней, книг. В 1852 году было решено открыть эту художественную выставку для свободного посещения. Тогда коллекция помещалась в здании «Нового Эрмитажа», но она продолжала расти и сегодня занимает пять зданий, тянущихся вдоль реки Невы.
Пришедший ко власти в России император Павел Первый, также любил искусство, и это было единственным увлечением, в котором он походил на свою великую мать Екатерину Вторую. Правда, чтобы отделить картины своего собрания от коллекции умершей императрицы, он приказал метить картины буквой «П». При правлении в России императора Александра Первого, художественная коллекция Эрмитажа была разбита на части, для каждой из которых был назначен хранитель, несущий ответственность за сохранность. В эти годы коллекционное собрание музея было пополнено за счет произведений живописи из Испании и Англии. От французской императрицы Жозефины – бывшей супруги Бонапарта, император России получил в подарок знаменитый шедевр - «Камею Гонзага».
Пришедший к власти следующий российский государь Николай Первый очень любил военное дело, поэтому и полотна собирал соответствующие – связанные с батальными сценами. При его правлении в Эрмитаже появилась «Военная галерея 1812 года». С 1852 года - времени открытия «Императорского Эрмитажа» для посетителей, коллекция продолжала постоянно пополняться бесценными шедеврами. Например, в 1914 году было выкуплено знаменитое произведение великого Леонардо До Винчи - «Мадонна Бенуа».
Даже во время революции и в первые годы после нее, коллекция выставок Эрмитажа практически не пострадала, она даже начала пополняться: в нее были включены картины из коллекций царской семьи, прибывали шедевры из музеев республик, были поступления из частных коллекций, которые были национализированы. А вот в двадцатые годы, ознаменовавшиеся жестким контролем представителей советской власти, многие экспонаты Эрмитажа были проданы на Запад. Конечно, многие сотрудники музея были не согласны с подобными обстоятельствами и ценой своей свободы, а порой и жизни защищали бесценные шедевры, за что пятьдесят из них были репрессированы.
Когда на нашу землю пришла Великая Отечественная война, коллекцию музея Эрмитаж срочно эвакуировали за Урал, а вот историческое здание сильно пострадало. Едва война окончилась, началось экстренное восстановление музея, так как ему предстояло принять назад не только собственные коллекции и выставки, но и трофейные экспонаты и произведения искусства, доставляемые из разгромленной Германии, вывозимые оттуда целыми железнодорожными составами. Конечно, что-то из привезенного потом вернулось назад в Европу, но большая часть так и находится в России по сей день, например, великие работы Мане, Ван Гога, Тулуз-Лотрека. Причем, знатоки утверждают, что самые выдающиеся произведения искусства хранятся в запасниках музея Эрмитаж, вдали от посетителей.
Теперь, Государственный музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге является – крупнейшим научно-исследовательским центром. Эрмитаж - это целый комплекс зданий, включающий:
- Зимний дворец – историческую императорскую резиденцию, здание, возведенное согласно проекта великого архитектора Бартоломео Растрелли. Его строительство началось при царствовании императрицы Елизаветы Первой, а завершилось при императоре Петре Третьем в 1762 году.
- Малый Эрмитаж – красивый дворец, возведенный по приказу императрицы Екатерины Второй мастерами Фельтеном и Валлен-Деламотом.
- Большой Эрмитаж – шикарный дворец, который возвели по приказу Екатерины Второй для размещения разросшейся коллекции предметов искусства. Проект также создавался Фельтеном. Это было в 1787 году.
- Театр Эрмитажа – здание, сооруженное по приказу императрицы Екатерины Великой, как место проведения спектаклей, маскарадов. Проект создал архитектор Джакомо Кварнеги.
- Новый Эрмитаж – здание строилось по приказу императора Николая Первого по проекту архитектора Лео фон Кленца. Оно было нужно для размещения выставки экспонатов императорской коллекции.
В последние десятилетия при различных музеях мира открылись выставочные залы и филиалы от Эрмитажа Санкт-Петербурга. Ярким примером служит «Музей фарфора», «Музей гвардии», расположенные в особняке «Главного штаба».
Давайте немного прогуляемся по самым красивым залам Эрмитажа.
Зал Древнего Египта – очень интересное помещение Эрмитажа, созданное в 1940 году вместо Главного буфета Зимнего дворца. Здесь находится богатая экспозиция, которая рассказывает о культуре, искусстве Древнего Египта, в виде скульптур, рельефов, саркофагов, бытовых предметов, произведений ремесла. Особенно ценными шедеврами этого зала музея Эрмитаж считаются: статуя фараона Египта Аменемхета Третьего, девятнадцатого века до нашей эры, статуэтка жреца из дерева, конца пятнадцатого столетия до нашей эры, статуэтка царя Эфиопии из бронзы, восьмого века до нашей эры, стела Ипи, четырнадцатого века до нашей эры.
Зал неолита и ранней бронзы – расположен на месте Готической гостиной апартаментов дочерей императора Николая Первого. Тут представлены бесценные предметы в виде археологических находок, датированных шестым-вторым тысячелетиями до нашей эры, которые были обнаружены в России, в Украине, в Молдавии, в Средней Азии. Самыми интересными экспозиционными предметами являются: - плита с петроглифами из карельской деревеньки Бесов Нос – древнейший памятник изобразительного искусства эпохи неолита; - наконечник жезла, оформленный в виде лосиной головы, найденный в торфянике Урала; - языческий идол, найденный под Псковом; - статуэтки в виде женщин, обнаруженные во время раскопок в Туркмении.
Зал культуры и искусства алтайских кочевых племен – экспозицию составляют бытовые предметы, обнаруженные в курганах, датируемых пятым веком до нашей эры, на территории Алтая: изящные резные накладки, фигурки, барельефы, изображающие животных, которые украшали конские сбруи.
Зал Южной Сибири и Забайкалья железного века и раннего Средневековья – экспозиция включает шедевры и памятники тагарской и таштыкской культур. Экспонаты обнаружили на территориях Хакасии и Красноярского края: кинжалы, чеканы, наконечники для стрел, миниатюры.
Интересны таштыкские маски для погребения, которые накладывали на манекены из кожи, покрывающие пепел умершего человека. При этом, мужские и женские маски расписывали по-разному: женские – на белом цвете красный спиралевидный узор, мужские – на красном фоне черные поперечные полосы.
Галерея Мощевая Балка — древний памятник Северокавказского шелкового пути, где экспонатами являются находки археологов в могильниках восьмого-девятого веков: образцы старинных шелковых тканей, предметов одежды, деревянных, кожаных изделий.
Зал культуры и искусства «Золотой Орды» - тут выставляются сокровища Волжской Булгарии: драгоценные украшения из серебра, золота, оружие, убранство для конской сбруи, предметы шаманских культов, образчики письменной культуры.
Галерея портретов Романовых – тут находятся портреты большей части представителей царской династии Романовых: от Петра Первого – первого императора до последнего императора России – Николая Второго.
Библиотека Николая Второго – находится в личных покоях последнего императора России. Помещение оформлено в английском готическом стиле. Книжные шкафы тянутся вдоль стен и по хорам, до которых нужно подниматься по лестнице.
Малая столовая – относится к семейным апартаментам Николая II. Помещение оформлено в стиле рококо. Залу украшают лепные рамы и интересные образцы декоративно-прикладного искусства.
Малахитовый зал - парадная гостиная императрицы Александры Федоровны – жены Николая Первого. Декор этой залы оформлен в уникальной технике «русской мозаики».
Петровский или Малый тронный зал – посвящен памяти знаменитого императора России - Петра I. Зала оформлена прекрасными картинами, посвященным баталиям великого полководца, а в отделке интерьера можно заметить императорский вензель, двуглавых орлов и короны. Особое внимание привлекает императорский трон, а стены зала украшены бархатными панно, вышитыми серебром, в декоре присутствуют серебряные изделия, сделанные в Петербурге.
Военная галерея 1812 года Зимнего дворца – была создана в честь победы над Наполеоном в 1812 году. Стены галереи украшают триста тридцать два портрета российских генералов, принимавших участие в войне 1812 года, а также участвовавших в походах 1813-1814 годов.
Георгиевский зал или Большой тронный зал Зимнего дворца – назван в честь Георгия Победоносца, барельеф с изображением которого находится над императорским троном. Зал оформлен мраморными колоннами. На полу постелен шикарный паркет. Здесь традиционно проходили торжественные мероприятия и пышные приемы.
Александровский зал Зимнего дворца – помещение, посвященное памяти российского императора Александра Первого, Отечественной войне 1812 года. Зала оформлен в стилях готики и классицизма. На двадцати четырех медальонах, которые украшают его стены, можно увидеть аллегории самых важных военных событий и заграничных походов. В зале находится богатейшая экспозиция изделий из серебра Европы, периода с шестнадцатого по девятнадцатый века.
Золотая гостиная – личные апартаменты Марии Александровны – жены императора Александра Второго. Помещение украшает лепной орнамент и золоченые узоры, тут находится великолепный камин из мрамора, оформленный колоннами из яшмы, барельеф, мозаичная картина, позолоченные двери, красивый паркет.
Малиновый кабинет – апартаменты Марии Александровны со стенами, затянутыми ярко-малиновым штофом, и оформленные медальонами, лепниной, росписями. Главные экспонаты этого зала Эрмитажа: предметы искусства, фарфор из Мейсена, посуда, фигурки, а также резной позолоченный рояль девятнадцатого века, декорированный художественной росписью.
Павильонный зал Малого Эрмитажа – место, где соединились античность, Ренессанс и Восток. Зала оформлена светлым мрамором, позолоченной лепниной, хрустальными люстрами и четырьмя фонтанами, напоминающими нам «Фонтан слез» Бахчисарайского дворца Крыма. Очень интересным элементом декора является вмонтированная в пол мозаика, скопированная с пола, обнаруженного во время раскопок терм Древнего Рима. А еще этот зал украшают часы «Павлин», которые купила императрица Екатерина Великая, а также коллекция мозаики.
Рыцарский зал – очень интересная часть парадных интерьеров при императорском музее Нового Эрмитажа. Зал создавали для размещения коллекции монет, потом тут разместилась обширнейшая коллекция оружия музея Эрмитаж, где не меньше пятнадцати тысяч экспонатов, от турнирного до охотничьего вооружения, кроме того, тут находится огромное число рыцарских доспехов, холодного, огнестрельного оружия от самых выдающихся европейских оружейных мастеров.
Режим работы Государственного музея Эрмитажа: вторник, четверг, суббота, воскресенье – с половины одиннадцатого дня до шести вечера, кассы закрываются в пять часов вечера; среда, пятница – с половины одиннадцатого дня до девяти вечера; в понедельник – выходной день.
Адрес Эрмитажа: город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь.
Как добраться до Эрмитажа?
Музей Эрмитаж находится в центре города Санкт-Петербурга.
- на метро: доехать до станции метро «Адмиралтейская», выйдя из метро, повернуть влево, пройдя до улицы Малой Морской, опять повернуть направо, пройдя до Невского проспекта, потом пройти налево по проспекту, вы попадете на Дворцовую площадь, с которой и осуществляется вход в Эрмитаж.
Можно доехать до станции метро «Невский проспект» / «Гостиный Двор», выйдя из метро двигаться по Невскому проспекту до Большой Морской улицы до арки Главного штаба, сквозь нее пройти на Дворцовую площадь.
Цена билетов в Эрмитаж: - для россиян и граждан Белоруссии - четыреста рублей; - для льготников - пенсионеров-россиян, детей, студентов из разных стран – бесплатно, но при себе нужно иметь документ эту информацию подтверждающий – пенсионное удостоверение, студенческий билет; - для иностранцев – семьсот рублей. Эрмитаж можно посетить бесплатно – каждый первый четверг нового месяца, а также на День Эрмитажа – седьмое декабря.
Фотосъемка в Эрмитаже – бесплатная, но запрещается использовать штатив и вспышку.
Похожие статьи:
Комментарии