Puteshestvie.net » Достопримечательности » Царицыно – музей-заповедник Москвы
Царицыно – музей-заповедник Москвы
Усадьба Царицыно – восхитительной красоты дворцово-парковый ансамбль в южной части города Москвы, возведенный в удивительном стиле «русской готики» для российской императрицы Екатерины Второй Великой в 1776 году. Это царское имение на данный момент подведомственно музею-заповеднику «Царицыно», который официально появился в 1984 году.
Царицыно – одна из самых часто посещаемых путешественниками исторических усадеб Москвы. Гости, в том числе и иностранные, с огромным удовольствием делают здесь памятные фото красивейших архитектурных шедевров. Несмотря на неподдельные восторги туристов, которые считают эту царскую усадьбу одной из самых выдающихся достопримечательностей столицы, императрица Екатерина Вторая все архитектурные красоты, созданные в ее честь романтичным русским архитектором Баженовым, забраковала и приказала снести до основания. К счастью, большая часть прекрасных сооружений украшает Царицыно и по сей день, хотя некоторые из них подверглись реконструкции архитектором Казаковым, а потом и недавнему масштабному восстановлению. Но, давайте поближе познакомимся со сказочной усадьбой и интересной историей ее основания, чтобы понять, почему великой царице не пришлась по душе вся эта красота и почему Царицыно так никогда и не стало резиденцией Екатерины Великой.
История усадьбы Царицыно
В давние времена на месте парка-заповедника Царицыно стояла скромная деревенька Богородское, которая была в собственности Ирины Федоровны Годуновой - сестры русского правителя Бориса Годунова и супруги царя Федора Иоанновича Первого. Ирина Федоровна приказала построить в имении небольшой охотничий двор и хоромы, а также вырыть несколько прудов. В 1633 городу, в период именуемый в истории «Смутным временем», Богородское село было стерто с лица земли, а опустошенное место, люди прозвали Черная Грязь, из-за мутной жижи, которой покрыто дно местных прудов.
Прошло несколько лет, и заброшенная территория была передана во владение боярам Стрешневым – родственникам царя. А в 1684 году представителем этого боярского рода - Иваном Федоровичем - село Черная Грязь было подарено внуку Алексею Васильевичу Голицыну, который к тому же был фаворитом русской царевны Софьи. Но после того, как правительницу низложили, новым государем - Петром Первым было конфисковано и имение ее любовника в Черной Грязи. Новый владелец у имения появился к 1712 году, когда сразу несколько окрестных сел, в том числе и Черная Грязь, были подарены Петром молдавскому князю Дмитрию Кантемиру, который переехал жить в Россию, после того, как помог русскому царю в войне против Турции.
Для начала новый владелец приказал возвести в Черной Грязи храм из камня, что было в 1722 году. Этот однокупольный храм ставили на месте более раннего деревянного храма, который строили еще при Голицыных. Храм освятили в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник». Конечно, дело не обошлось возведением только каменного храма, в этом же году на территории села появился нарядный деревянный дворец с большими галереями, оформленный в китайском стиле «шинуазри», характеризующемся обилием золота, шелка и прочей театральной мишурой. Из окон здания открывались чудесные виды на ухоженный парк и каскад прудов.
Вплоть до 1775 года усадьба была в собственности Кантемиров. В один из весенних дней русская императрица Екатерина Вторая ехала из села Коломенского через деревню Черная Грязь, ее спутник и фаворит Григорий Потемкин предложил государыне передохнуть в усадьбе своего приятеля. Когда царица увидела прекрасную и ухоженную территорию имения, она высоко оценила рукотворные водоемы и красивое оформление усадьбы. Екатерина предложила князю Сергею Дмитриевичу Кантемиру двадцать пять тысяч рублей, а это были немалые деньги. Но приказала вместо Черной Грязи назвать свое новое владение – Царицыно.
Уже к началу лета 1775 года для императрицы около основного дома имения был возведен уютный деревянный дворец, а также ряд служебных помещений-времянок и несколько сооружений в парке. Летом Екатерина поехала осмотреть свое загородное приобретение. Перед ее приездом князь Потемкин сделал все, чтобы царица осталась в восторге от усадьбы. Так как Екатерина очень любила кататься на лодке, фаворит позаботился о сооружении пристани у прудов, вместо лодок были сделаны колоритные ладьи, а для того, чтобы императрица могла спокойно передохнуть в тени, в парке сделали живописный шалаш. К приезду государыни был приурочен крестьянский «Праздник сенокоса». Местное население нарядили в разноцветные сарафаны и кафтаны, устроили танцы, хороводы, соревнования по силе и ловкости среди мужчин. Все известно, как императрица любила красивых мужчин, поэтому играть роль косцов сена выбирали самых ловких и ладных представителей сильного пола, а возглавил их сам князь Потемкин с косой наперевес. Кроме катания на лодках Екатерина обожала фейерверки, поэтому на вечер было назначено прекрасное шоу. Ей так понравилось в Царицыно, что государыня осталась здесь до конца лета.
В этом же году 1775 году императрица приказала придворному архитектору Василию Баженову сделать проект парка и дворца для усадьбы Царицыно, высказав пожелание, чтобы строение имело готический или восточный стиль, а парк был пейзажным. Талантливый и мечтательный зодчий с энтузиазмом взялся за интересный проект и уже к началу следующего года его план был отправлен на изучение правительнице. Нужно отметить тот факт, что Баженов хотя и начертил план зданий в псевдоготическом стиле, как хотела императрица, но решил не следовать слепо всем ее пожеланиям, подражая зодчим Средневековья. Он хотел сотворить уникальный архитектурный шедевр русской готики. Из строительных материалов предпочтение было отдано красному кирпичу и белому камню. Планировалось построить Царицынской городок с пятью дворцами, которые предназначались для самой императрицы и для ее сына с большой семьей, кроме того эти строения должны были окружить множество малых сооружений для придворных дам и кавалеров, а также домов прислуги и парковых павильонов. Украсить дворцовый ансамбль планировалось декоративными сооружениями и огромным Кухонным корпусом, который был в разы больше дворца для императрицы. Помимо плана дворца, был создан и проект парковой зоны.
Царице Екатерине II представленный проект пришелся по вкусу и строительство усадьбы Царицыно стартовало с мая 1776 года. В ходе строительных работ Баженов постоянно вел переписку с императрицей, докладывая ей о ходе работ, советуясь о тех или иных вариантах отделки и декора. Екатерина на что-то соглашалась, что-то приказывала переделать по-другому. Строительство усадьбы Царицыно шло десять лет, иногда деньги поступали из царской казны с перебоями, и Баженов был вынужден влезать в долги, продавать свое имущество или брать на свое имя кредиты, только, чтобы не прерывать рабочий процесс. Пока зодчий создавал дворцово-парковый ансамбль Царицыно, он продал свой московский дом, а также свою уникальную библиотеку, но при этом все равно остался в долгах.
Лишь спустя десятилетие Екатерина собралась посетить Москву и приурочила к этому путешествию ознакомление со строительством в Царицыно. Пройдя через изящный Готический мост и увидев издали изящество архитектуры пяти возведенных дворцов, она сначала была довольна всей этой красотой. Но, приблизившись к фантастическим сооружениям вдруг поняла, что они имеют равный размер, ни один из дворцов не выглядит «главным» и не выделяется перед остальными как резиденция императрицы. Кроме того, императрица не представляла, что строения будут так скучены, она хотела простора и обособленности. Не понравилось Екатерине и то, что корпуса для ее фрейлин были столь малы, что там сложно было жить даже трем человекам, а ведь у каждой из и них была прислуга и огромные платья с кринолинами. Возмутил царицу и огромный Хлебный дом – кухня, здание которой превышало размеры всех пяти дворцов. Нужно сказать, что сама Екатерина ела очень мало. Ее завтрак состоял из пары чашечек кофе и двух гренок, а обед – из кусочка отварного мяса или рыбы с соленым огурчиком, вечером же она совсем не ужинала. Но ничего этого Екатерина не сказала вслух, а только произнесла, что жить тут невозможно - слишком тесно, а деньги были потрачены зря. В результате, вернувшись в Москву, царица отстранила Баженова от строительства, отправив в отставку, но официально это звучало, как «поправление здоровья и семейных дел». Было приказано все баженовские строения снести, а архитектором назначить его ученика и друга – Матвея Казакова, который должен был разработать новый проект дворца в Царицыно.
На сегодняшний день историки до сих пор ведут споры об истинных причинах отставки Баженова. Конечно, можно понять императрицу, ведь глядя сегодня на разрушенные фундаменты корпусов для фрейлин, которые сохранились в Царицыно по сей день, действительно диву даешься: как там могли бы комфортно жить несколько десяток человек придворных с прислугой? Кроме того, дворцы были столь тесно расположены друг рядом с другом, что императрице пришлось бы наблюдать, как подданные сушат свое белье прямо перед окнами ее резиденции и выливают свои ночные вазы рядом со стенами ее дворца. А, кроме того, ее нелюбимый сын Павел Петрович с семьей, должен был проживать совсем рядом и в точно таком же по размерам дворце. Возможно ли было вынести такое соседство ревнивой ко власти матери-царице?! Но есть ряд иных мнений историков о том, что причиной отставки Баженова все же стала его близость к Павлу Петровичу и вступление зодчего в орден масонов. Баженов прошел обряд посвящения в орден «вольных каменщиков» в 1784 году, а что касается его общения с цесаревичем, то он действительно часто передавал ему книги масонов и приятельски общался с ним.
Есть много факторов, указывающих на то, что архитектор Баженов был знаком с секретными шрифтами «вольных каменщиков» и действительно входил в их ряды, причем все доказательства налицо: на всех, сохранившихся баженовских постройках в Царицыно нанесено множество странных каменных кружевных узоров. Их наличие можно бы было списать на полет фантазии архитектора, но эти символы очень явственные, хотя расшифровать их смысл и по сей день не удалось ни одному знатоку масонских символов и секретных шрифтов.
К сожалению, большая часть построенных Баженовым архитектурных шедевров восемнадцатого века в стиле «русской готики» было безжалостно разобрано, но радует, что не все успели сровнять с землей, как приказала императрица. Удивительно, но факт, что столь затратный проект усадьбы в Царицыно, получавший регулярное одобрение императрицы, был остановлен, а здания было приказано снести, чтобы выстроить что-нибудь более подходящее императорскому статусу Екатерины. Знатоки говорят, что главной обидой царицы на Баженова стало то, что он предлагал ей жить во дворце такого же размера, как и ее наследнику Павлу, кроме того, такой жест она истолковала как упрек ей Баженовым в узурпации законной власти, а эта тема всегда была болезненна для Екатерины, ведь согласно русской поговорке: «На воре и шапка горит». Поэтому она так и не смогла простить талантливого зодчего, а, чтобы ударить побольней, поручила построить новый дворец его лучшему другу Матвею Казакову. Но, несмотря на такую обиду, Баженов на своего приятеля нисколько не обиделся.
Уже через полгода Казаков представил императрице новый проект дворцового ансамбля, и он был одобрен государыней. Вскоре начали разбирать баженовские дворцовые корпуса, возводившиеся для императрицы Екатерины и ее сына Павла, а на их месте построили новый дворец в готическом стиле, очень похожий на замок Средневековья. Наконец-то, в Царицыно появился дворец, который по размерам смог превзойти гигантский Кухонный дом Баженова.
Строительство еще не было завершено, как в ноябре 1796 года императрица Екатерина Вторая умерла, а следующий император России – Павел Первый - Царицыно не любил, поэтому приказал строительство там заморозить, к счастью, благодаря чему остались нетронутыми те изящные строения Баженова, которые еще не успели снести.
Когда ко власти пришел внук Екатерины – император Александр Первый, он приказал открыть для свободного посещения народом красивый Царицынский парк. На тот момент, наряду с построенным дворцом Казакова, был полностью завершен пейзажный парк, на его территории появились красивые павильоны, беседки, аллеи, прогулочные дорожки, мосты, искусственные островки на прудах. Усадьба в Царицыно стала одним из самых любимых мест для загородного отдыха москвичей. Там часто устраивались пикники, конные, пешие прогулки. В это время на территории имения активно занимались развитием фруктовых садов и оранжерей.
При другом императоре – Александре Втором был выпущен указ относительно Царицыно, там говорилось о разрешении императора пить чай гуляющим по усадьбе гостям. С этой целью тут были открыты несколько временных чайных домиков, строить их специально не стали, потому что приспособили для этого оставшиеся на территории усадьбы строения Баженова. Когда в 1860 году была проведена ревизия всего царского имущества, стало понятно, что усадьбы Царицыно приносит лишь расходы, и было решено ее передать Департаменту уделов, чтобы в дальнейшем сдать часть земель имения в аренду дачникам. Идея была неплохой, а природа Царицыно – великолепной, но процесс застройки территории дачами затормаживался ввиду отсутствия нормальной транспортной связи с Москвой.
Лишь когда в 1865 году через бывшее царское имение прошла Курская железнодорожная ветка, здесь появилась станция «Царицыно». В 1904 году станцию назвали «Царицыно-дачное». Дачи тут тоже появились, ими стали Первый и Третий кавалерские корпуса, бывшие оранжереи, фруктовые сады. Царицыно в короткий срок стало очень востребованным местом дачного отдыха. Тут можно было встретить русских знаменитостей – писателей, поэтов, композиторов.
Несмотря на растущее число дачников, никто не уделял внимания реставрации старинных сооружений усадьбы, а состояние дворцов с каждым годом лишь ухудшалось. Вскоре заброшенные оранжереи снесли, а в 1880 году рухнула часть кровли Большого дворца Казакова, после чего было принято решение совсем разобрать его перекрытия и каркасы.
После того, как российское государство перешло в руки большевиков жизнь имения в Царицыно изменилась: с 1926 года царский дворцово-парковый ансамбль отдали Главнауке, потом - отделу народного образования, и только летом 1927 года в Третьем кавалерском корпусе заработал историко-краеведческий музей. Главными экспонатами музея стали чертежи и документация по проектам Баженова, а также были выставлены находки, сделанные во время раскопок курганов древних вятичей, расположенных на территории Царицынского парка. В Хлебном доме возникли коммуналки, которые были тут до семидесятых годов прошлого века. В 1936 года было решено устроить в усадьбе санаторий, архитекторам было поручено разработать соответствующий проект перестройки корпусов. С 1939 года перестал осуществлять свою работу прекрасный дворцовый храм, потому что там заработала трансформаторная подстанция. Волей судьбы, переделать дворцовые постройки под пансионат помешала Великая Отечественная война.
Восстановление дворцов Царицыно стало возможным только к концу прошлого века. Хотя было много протестующих против реставрации людей, но после проведенного опроса местных жителей было принято окончательное положительное решение, и возрождение прекрасного дворцово-паркового ансамбля Царицыно, стоявшего в руинах, началось. К 2007 году ко дню города Москвы произошло пышное открытие реконструированного дворцового комплекса Царицыно с участием президента. Восстановленный дворцовый парк моментально стал самым любимым местом для прогулок москвичей, а изящные постройки с каждым годом все больше вызывают неподдельный интерес туристов их разных стран мира.
Самые красивые постройки усадьбы Царицыно
Сегодня усадьба Царицыно — самый популярный музей-заповедник Москвы, с совершенно уникальным историческим, природным, архитектурным ансамблем, изумительной дворцово-парковой застройкой в неоготическом стиле, по площади он достигает четырехсот гектаров.
Пруды Царицынской усадьбы
Чтобы познакомиться с великолепной архитектурой царской усадьбы, нужно пересечь территорию Царицынских прудов. Через Нижний пруд проложен пешеходный мост, который проходит через искусственно созданный остров в центре. Здесь же находится светомузыкальный фонтан, работающий в теплое время года. Каскад прудов в усадьбе Царицыно формировался в период с шестнадцатого по восемнадцатый века, но самый первый каскад прудов, включающий Верхний или Английский и Нижний или Шипиловский, был создан еще при боярах Стрешневых. На самый живописный Верхний Царицынский пруд выходят Малый дворец с Оперным домом. На том пруду обустроены пара искусственных островов – «Утиный» - место гнездовья уток и «Русалочий» с живописной полуразрушенной аркой.
Храм Царицыно
Храм в честь иконы Богородицы «Живоносный источник» - красивое сооружение, возведенное князем Кантемиром в 1765 году. Это одно из старейших строений усадьбы Царицыно. Рассказывают, что поблизости, в маленьком доме одной из местных жительниц, в войну жила святая блаженная старица Матрона Московская, которую в миру знали под именем Матрона Дмитриевна Никонова. Гиды рассказывают, что Иосиф Сталин приезжал в Царицыно к Матроне, чтобы посоветоваться с ней захватят ли немцы Москву и не пора ли эвакуироваться оттуда правительству. Но старица сказала, что фашисты не смогут взять русскую столицу, поэтому эвакуацию отменили. Что касается судьбы этого храма, то в 1932 году он был закрыт, но предварительно его разграбили. Восстановление древней святыни и ее новое освящение прошло лишь в девяностых годах прошлого века.
Готический мост
Это одно из самых очаровательных и таинственных сооружений Царицыно. Он представляет из себя невероятно красивое сооружение в неоготическом стиле, перекинутое через… ничего. Миновав плотину между каскадом Царицынских прудов, гости усадьбы выходят на дорогу, ведущую к изящному мосту, который служит скорее въездными воротами в имение, чем имеет реальный функционал. Готический мост – одно из сказочно прекрасных, но бесполезных детищ зодчего Баженова, был возведен в 1778 году. Автор проекта хотел поразить гостей усадьбы нестандартностью своего дизайнерского решения, а также предвосхитить еще более пышную и фантастическую дворцовую панораму, которая возникает перед взором после прохода под мостом. Фигурный мост был построен из красного кирпича в виде виадука. Здесь очень много декоративных отделочных элементов, в том числе зашифрованные масонские символы, геометрические фигуры, георгиевские кресты, ласточкины хвосты, полукруглые арочные окна-бойницы.
Дворцовый комплекс усадьбы Царицыно
Пройдя под аркой Готического моста, гости усадьбы застывают в немом восхищении перед великолепием открывшейся архитектурной панорамы - Большого дворца, Хлебного дома, трех Кавалерских корпусов.
Большой дворец – это изящное красно-белое здание из трех этажей с башнями по краям, заостренными готическими окнами и стройными арочными проемами. Боковые башенные корпуса соединены галереями. Внутренняя дворцовая планировка стандартна для царских загородных резиденций, она напоминает дворцы Царского Села и Петергофа. Сегодня тут находятся интересные выставки, привлекающие туристов: «Царицынские древности. Археология Царицыно»; «Воспоминание о великой руине»; «Серебряная кладовая»; «Быль и новь Царицына»; «Екатерина II: золотой век Российской империи»; «Шпалеры для дворца»; «Искусство большого стиля».
Хлебный дом – это очень изящное строение соединено посредством галереи с Большим дворцом. Хлебный дом построили по проекту Баженова в 1785 году. Это крупнейшее здание усадьбы, подразумевающее в первую очередь гигантскую кухонную зону. У сооружения очень большие ворота, они были нужны для проезда фур со съестными припасами и дровами. Именно здесь должна была круглосуточно кипеть жизнь. Хлебным домом дворцовое строение назвали из-за выбитого на его двух стенах декора, изображающего традиционный русский каравай и солонку. В Хлебном доме располагалось сорок помещений, в том числе и подвальных, они шли по двум сторонам здания в виде параллельных анфилад. После реставрации здания его покрыли стеклянным куполом, под ним сделали атриум и устроили концертный зал. Попасть в помещение Хлебного дома сегодня возможно из Большого дворца, миновав подземный тоннель. Сегодня в Хлебном доме также идут самые разные выставки, но многие туристы из СНГ с огромным удовольствием и ностальгией разглядывают экспозицию «Искусство в границах СССР», где представлены произведения декоративно-прикладного искусства прошлого века.
Средний дворец или Оперный дом – величественна, хотя и небольшая постройка Василия Баженова, которую он возвел для императрицы в 1778 году. Оперный дом – одно из очень хорошо сохранившихся сооружений царицынского архитектурного ансамбля, расположенное над Верхним прудом. Он строился для увлекательного времяпрепровождения Екатерины Великой, а также для отдыха государыни. Сооружение также имеет псевдоготический стиль с характерными для него элементами: стрельчатыми окнами, башнями-шпилями, обелисками и так далее. На сегодняшний день в Среднем дворце идут концерты, что и дало жизнь названию «Оперный дом».
Кавалерские корпуса - три малых павильона в неоготическом стиле, расположенных неподалеку от храма и рядом с оврагом. Эти здания также были построены Баженовым, в них планировалось расселить царских придворных. Правда, это было бы очень сложно сделать в виду малых размеров корпусов и огромного числа приближенных русской императрицы Екатерины Второй. Тем не менее, эти изумительные образчики баженовского творчества являются настоящим украшением Царицынского имения.
На территории усадьбы Царицыно есть и множество прочих интересных строений, которые непременно стоит посмотреть и сфотографировать: Фигурные ворота, «Большой мост через овраг», Храм Цереры, Русалкины ворота, руины шотландской башни, мостики, гроты. А в Царицынском парке можно увидеть даже древние курганы – могилы представителей племени вятичей.
Адрес Усадьбы Царицыно: улица Дольская, дом 1.
Часы работы музея-заповедника Царицыно: с шести утра до двенадцати часов ночи ежедневно. Светомузыкальный фонтан работает с начала мая по середину октября с девяти утра до одиннадцати часов вечера.
Экскурсии по усадьбе Царицыно – проводятся как обзорные, так и тематические, по времени занимают от сорока пяти минут до трех часов. Экскурсии по парковой зоне занимают полтора часа.
Цена билета: вход на территорию усадьбы-парка Царицыно - бесплатный. Но за посещение отдельных дворцовых объектов есть оплата: полный взрослый билет на посещение Большого Дворца и Хлебного дома – триста пятьдесят рублей; детский билет с семи до семнадцати лет, билет для студентов, пенсионеров, жителей СНГ – сто рублей; для детей до шести лет – бесплатный. Полный билет в оранжерею – двести пятьдесят рублей.
Есть дни в году, когда в любой дворец можно попасть совершенно бесплатно всем посетителям: 12.06; 17.07; 14.08; 11.09; 16.10; 13.11; 11.12.
Делать фотографии и снимать видео внутри дворцов можно бесплатно, но есть условия - не использовать вспышку и штатив, а вот делать фото на временных выставках часто запрещают.
Как самостоятельно добраться до музея-усадьбы Царицыно?
На метро: недалеко от усадьбы имеется две станции метро – «Царицыно» и «Орехово». Если вы воспользовались метро «Царицыно», то, выйдя из вагона, нужно пройти десяток метров вправо и повернуть в тоннель налево, по нему идти два десятка метров и снова повернуть налево, выйдя по лестнице наверх. Далее пересечь стометровый тоннель под железной дорогой и выйти прямо к главным воротам усадьбы Царицыно. Если добираться до усадьбы со станции метро Орехово, то придется прогуляться десять минут пешком.
Похожие статьи:
Комментарии