Дворцы Царского села и Петергофа

Дворцы Царского села и Петергофа


Санкт-Петербург и его пригороды можно смело назвать «музеем под открытым небом». Гости города могут посетить великое множество, предлагаемых турагентствами тематических, обзорных экскурсий по дворцам Санкт-Петербурга. Сегодня мы расскажем о дворцах царских загородных резиденций, расположенных в знаменитых пригородах: Петергофе и Царском селе.

Дворцы Царского села и Петергофа


Царское село. Этот город находится в Приневской низине, его основал в 1710 году император Петр Первый. С 1937 года Царское село было переименовано в город Пушкин, ведь все тут связано с именем великого русского поэта: он тут жил, учился, писал. Музей-заповедник Царское село славится бурной историей, величественными дворцами, чудесными парками и уникальной Янтарной комнатой.

Дворцы Царского села и Петергофа


Александровский дворец. Это величественное здание стоит в северной части одноименного парка. Его заложили еще в 1792 году по указу Екатерины Великой, в честь бракосочетания ее самого любимого внука - будущего императора Александра Первого и великой княжны Елизаветы Алексеевны. В год смерти Екатерины – 1796, его строительство завершилось, а уже с июня 1796 года, князь Александр Павлович с женой туда заселились. Дворец, представляет из себя, длинное двухэтажное здание с флигелями по сторонам. Все же Александр Первый предпочитал во время посещения Царского Села селиться в Большом Царскосельском дворце, а вот Николай Первый, Александровский дворец очень любил и много сил и финансов тратил на его благоустройство. Для внука этого императора – Александра, ставшего потом «Третьим», этот дворец был великокняжеской резиденцией, но став императором, он любил жить в Гатчинском дворце. В 1904 году Александровский дворец был резиденцией императора Николая Второго. Он здесь родился, поэтому всегда любил Царское Село. Тут же прошли тринадцать последних лет царствования императора, отсюда первого августа 1917 года его с семьей отправили в тобольскую ссылку. С начала двадцатого века в Александровском дворце происходили почти все знаменательные события государственной жизни страны: приемы, празднование юбилеев, встречи государственных деятелей. С 1918 года Александровский дворец стал государственным музеем. В экспозицию входили исторические интерьеры первого этажа и центральной части здания, жилые апартаменты Романовых, находящиеся в правом флигеле. С началом Великой Отечественной войны из дворца-музея эвакуировали бесценные люстры, старинные ковры, предметы мебели, а также мраморные и фарфоровые изделия восемнадцатого столетия, но большая часть дворцового имущества осталась тут. В период оккупации города в Александровском дворце разместился немецкий штаб с гестапо, а в подвалах устроили тюрьму, площадь у дворца стала кладбищем для солдат СС. С 1996 года в Александровском дворце начались ремонтные работы, затем в правом крыле здания, стала работать постоянная выставка «Воспоминания в Александровском дворце». Она расположилась среди частично сохранившегося исторического интерьера, правда, в период войны, залы практически утратили свою художественную отделку. Но, тем не менее, их обставили предметами из императорских апартаментов Николая Второго, разместили его личные вещи, а также вещи, принадлежащие членам императорской фамилии. Недавно, в сентябре 2015 года этот дворец закрыли на реставрацию, окончание которой планируется в середине 2018 года.

Дворцы Царского села и Петергофа


Екатерининский дворец. С 1717 года в Царском Селе началось строительство «каменных палат» Екатерины Первой и длилось вплоть до августа 1724 года. Дворец тех времен был типичным двухэтажным зданием русской архитектуры начала восемнадцатого века. Пришедшая к власти императрица Елизавета Петровна приказала расширить здание. А позже в 1752 году по ее приказу зданию предстояла капитальная перестройка. Уже летом 1756 года великий Растрелли продемонстрировал обновленное творение своей венценосной заказчице и важным иностранным послам. Дворец был оформлен в барочном стиле, он восхищал не только размерами, но и «живописностью» своего декора. С 1770 года началось оформление парадных и жилых комнат дворца. Императрица Екатерина Вторая решила украсить интерьеры, согласно, канонов античного искусства. Украшение Арабесковой и Лионской гостиных, Китайского зала, Купольной столовой, Серебряного кабинета, Синего кабинета-«Табакерки» и Опочивальни, были декорированы строго, утонченно и весьма изящно. Но, эти залы были утрачены за период Великой Отечественной войны, они не восстановлены, по сей день. Особое слово стоит сказать о знаменитой Янтарной комнате.

Дворцы Царского села и Петергофа


Янтарная комната — настоящая жемчужина Екатерининского дворца, не зря именуемая «одним из чудес света». Она была подарена царю Петру Первому прусским императором Фридрихом-Вильгельмом Первым в 1716 году, по случаю заключения союза России и Пруссии. «Янтарный кабинет» в разобранном виду в многочисленных ящиках с инструкцией по сборке был доставлен в Санкт-Петербург. Подарок так и пролежал в ящиках до восшествия на престол дочери Петра Великого. В 1745 году Фридрих Второй преподнес Елизавете Петровне янтарную раму, декорированную аллегориями, прославлявшими русскую императрицу. Императрица приказала собрать Янтарную комнату в Зимнем дворце. Это произошло в 1746 году, и с тех пор она стала местом проведения официальных приемов. По мере реконструкции Зимнего дворца, Янтарная комната много раз переносилась с места на место. В 1755 году Елизавета Петровна поручила Растрелли собрать Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Для этого был выделен огромный зал, около ста квадратных метров. А так как выделенное помещение превышало прежние размера комнаты, Растрелли пришлось придумывать, как симметрично разместить янтарные панели и чем замаскировать их нехватку. Он разделил их зеркальными пилястрами, а также оформил комнату деревянной позолоченной резьбой. В местах нехватки янтаря, стены затянули холстом и расписали «под янтарь». Пришедшая к власти императрица Екатерина Вторая в 1763 году подписала указ о необходимости замены этих холстов на новые части янтарных панелей. Они изготавливались в течение четырех лет, было использовано почти четыреста пятьдесят килограммов янтаря, но в 1770 году Янтарная комната была полностью завершена. Но, во дворце были сквозняки и случались резкие перепады температур, вследствие использования печного отопления, а это разрушало янтарь, поэтому лишь в девятнадцатом столетие пришлось делать три крупные реставрации. Затем реставрационные работы проводили уже в начале двадцатого века. Следующая восстановительная работа была назначена на 1941 год. Но, началась Великая Отечественная война, и в Екатерининском дворце начали эвакуацию музейных ценностей, правда, опасаясь хрупкости янтарных панелей, их решили законсервировать на месте: оклеив бумагой, марлей, обложив ватой, закрыв деревянными щитами. С приходом в город немецких частей, янтарные панно сняли и отправили в Кенигсберг. Об этом сохранилась запись в дарственной книге Кенигсбергского музея, что Янтарную комнату подарило музею Германское государственное управление дворцов и садов. Похищенные янтарные панно с резными позолоченными дверями выставили на обозрение в зале Кенигсбергского замка. Это было последним местом демонстрации уникальной отделки. В 1944 году, немцы начали отступать, поэтому панели разобрали, упаковали в ящики и вывезли в неизвестном направлении. Янтарная комната исчезла. В июле 1979 года в России приняли решение об их воссоздании. Работу поручили архитектору Кедринскому. Он начал работу в 1983 году, за год он сделал для новой Янтарной комнаты живописный плафон, создал верхний ярус, наборный паркет. В 1994 году установили янтарные панели нижнего яруса, угловой столик, в 1996 году была завершена работа над флорентийской мозаикой «Зрение». В 2000 году в музей-заповедник вернули найденные в Германии янтарный комод конца восемнадцатого века и флорентийскую мозаику «Осязание и Обоняние», эти предметы были в первоначальном убранстве комнаты. Работа над воссозданием «Янтарной комнаты» велась почти четверть века и была закончена к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, когда в нее попали первые посетители. Желающих посмотреть на это рукотворное чудо немало и по сей день, а Рейно Шульце – немец, посетивший это чудо, был так вдохновлен, что даже написал музыкальное произведение - «Петербургский янтарный марш».

Дворцы Царского села и Петергофа


Петергоф. Этот, без преувеличения красивейший пригород Санкт-Петербурга находится на южном берегу Финского залива. Город Петергоф - бывшая загородная резиденция русских царей, основал ее Петр Первый в 1714 году. Это произошло после его победы над шведами. Император решить создать что-то прекрасное, что могло бы сравниться с Версалем. Так возник великолепный ансамбль петергофских дворцов и парков - триумфальный памятник побед России в борьбе, за право выхода к Балтийскому морю. С 1918 году дворцово-парковый ансамбль национализировали и превратили в музей, в 1990 года городу присвоен статус музея-заповедника, кроме того, его внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. И пусть никого не удивляет, что весь город удостоился такого статуса, ведь это самый настоящий «музей под открытым небом», состоящий из бесчисленных дворцов, соборов, старинных усадьб, уютных павильонов, прудов и парков, скульптур и великолепных фонтанов.

Дворцы Царского села и Петергофа


Большой Дворец - в первоначальном варианте застройки возводили во временной промежуток с 1714 по 1721 годы, он назывался «Верхними палатами» и был скромного вида. В период с 1747 по 1754 год возводилось новое здание в барочном стиле, по сей день восхищающее туристов невероятным шиком, красотой и торжественностью. Это детище знаменитого Бартоломео Растрелли. Большой дворец – сердце архитектурной композиции Петергофа. Здание в три этажа с изящными галереями, стоящее у кромки природной террасы, в длину тянется на триста метров. Крышу венчает золоченая ваза. С обеих сторон от центрального корпуса находятся Гербовый и Церковный корпуса, которые гордо устремляются вниз своими золочеными фигурными куполами. На Гербовом корпусе купол заканчивается флюгером - трехголовым орлом, Церковный корпус венчает православный крест. Все Залы Большого дворца необычайно красивы. Тут на славу потрудились русские скульпторы, живописцы, мастера-резчики, паркетчики. Великолепную анфиладу парадных залов украшает золоченая резьба по дереву, зеркала, живописные плафоны, наборный паркет, резная мебель. Интерьер Большого дворца оформлен, согласно, временам петровской эпохи, кроме того, тут размещены личные вещи, мебель царственных хозяев Петергофа. Самыми интересными для изучения являются: Танцевальный зал, оформленный многочисленными зеркалами; Чесменский зал, с картинами, посвященными этому сражению; Китайские кабинеты, оформленные в пышном восточном стиле; Тронный зал, имеющий площадь в триста сорок дав квадратных метра, оформленный прекрасными императорскими портретами, с парадным тронным креслом; Картинный зал, сохранивший старый интерьер, с великолепной коллекцией, состоящей из почти четырехсот портретов; Дубовый кабинет Петра Первого, воссозданной максимально достоверно, со старинной мебелью и предметами обихода.

Дворцы Царского села и Петергофа


Дворец Монплезир - строительство Петергофа пошло с возведения именно этого дворца. Петр Первый сам выбрал место для него: на берегу Финского залива, чтобы были хорошо видны проходящие корабли. Дворец поставили на выложенной гранитом высокой террасе. На фоне такого мощного основания здание кажется воздушным. Центральную часть венчает шатровая крыша. С востока и запада к основной части здания примыкают две галереи, которые оканчивают павильоны, украшенные световыми фонариками. Центральная часть удивляет величественным Парадным залом. К нему примыкают по три помещения: с запада – Секретарская комната, Спальня императора, Морской кабинет; с восточной части – Китайский кабинет, Кухня, Буфетная комната. Морской кабинет Петра Великого всегда вызывает особенный интерес у посетителей: тут находятся старинные навигационные инструменты, стальная шкатулка, принадлежащая царю, с его личным вензелем. Стены кабинета украшены дубовыми панелями, на них нанесены изображения тринадцати типов кораблей, характерных для периода начала восемнадцатого века. Окна кабинета выходят на море. У северного фасада Монплезира, расположена Морская терраса, с великолепным видом на залив и Кронштадт. Дворец Монплезир был одним из любимых зданий Петра, собственно, отсюда и пошло его название, в переводе «Мое удовольствие». К дворцу относится Екатерининский корпус, сад с фонтанами и цветниками, красивый Ассамблейный за, Банный корпус, Китайский садик с искусственно созданным холмом, который венчает скульптура «Амур и Психея».

Дворцы Царского села и Петергофа


Дворец «Марли» - был построен в период с 1721 по 1723 годы. Здание имеет форму квадрата, а двухэтажный фасад покрыт медной кровлей с четырьмя скатами. Над входом во дворец расположены изящные балкончики, украшенные изящными коваными решетками. Этот дворец совершенно миниатюрный. Он словно висит над водами прудов, где живут форели и осетры. Каждый этаж имеет по восемь помещений со скромным интерьером, но его дополняют великолепные картины работы голландских и фламандских мастеров семнадцатого-восемнадцатого столетия. Дворец Марли строго хранит быт царской усадьбы тех времен: тут находится часть гардероба Петра, в количестве трехсот предметов, а также мебель, подарки императора, предметы быта, картины.

Дворцы Царского села и Петергофа


Эрмитаж – стоит симметрично Монплезир. Здание небольшое в два этажа, но необыкновенно изящное и нарядное. Его украшают решетки окон и балконов ажурной ковки, с северной и южной стороны. Углы здания украшают русты и пилястры, а фасады – миниатюрные арки и полуколонны. Такие маленькие здания дворцов были характерны для петровских времен, и предназначались для уединенного времяпровождения монархов либо приема очень близких друзей. Петергофский Эрмитаж строили с 1721 по 1724 годы. Внутреннюю отделку Эрмитажа завершали уже после смерти Петра, но, согласно, его замыслу: стены закрыли дубовыми панелями, в простенках повесили картины. Но с середины восемнадцатого века Растрелли было поручено переоформление залов Эрмитажа: стены сплошь закрыли картинами французских, итальянских, голландских, фламандских мастеров, разделив их позолоченными рейками, что придало залу особенную торжественность. Тут обсуждали важные государственные дела, общались в неформальной обстановке, отдыхали приближенные императорского двора. Сейчас здесь находится музейная экспозиция.

Петергоф славится на весь мир своими изумительными фонтанами. Проект этой резиденции создавал сам царь Петром, его наброски и чертежи по сей день можно увидеть в архиве музея. Архитекторы постарались сделать все так, чтобы не нарушать планы Петра. Так как Петергоф раскинулся на большой территории, имеющей удачную гидрографию, тут удалось создать высокие фонтаны, которые работают без насосов, как и планировал царь. Фонтанов тут сотни: разных по виду, по оформлению фонтанов. Они придают всему ансамблю Петергофа, непередаваемую прелесть, и являются главным его украшением. Город известен во всем мире, как «столица фонтанов». В городских парках имеется четыре каскада и сто семьдесят шесть фонтанов. Главный каскад – называется «Большой каскад», его создали по проекту Петра Великого, и это одно из наиболее грандиозных фонтанных сооружений в мире. Он представляет собой – большой грот, вокруг которого расположились изящно украшенные лестницы водопадов. Центральная фигура Большого каскада – библейский герой «Самсон», раздирающий пасть льву. Возводили фонтан в честь 25-летия победы российских войск в Полтавской битве. Фонтаны включают с наступлением тепла и вплоть до поздней осени. Посмотреть на «Петров двор» и дворцы Петергофа съезжаются желающие со всего света.

Посмотреть на великие сооружения Царского села и Петергофа – «дело чести» каждого россиянина, ведь кто, как ни мы, должны знать свою историю, культуру и архитектуру?!

Комментарии

24 декабря 2015 15:03 / Рената
Зачиталась вашим рассказом.Давно планирую поехать в Питер и его окрестности с экскурсионным туром. Вот подбираю информацию, куда хотела бы обязательно попасть. Спасибо.

Добавить коментарий

 

Вопрос: 2+2